КИНО-ПАНК

Подростковое кино, призывающее к войне: «Страшные истории для рассказа в темноте»

На экраны вышел очередной подростковый ужастик о дружбе, любви и смелости — «Страшные истории для рассказа в темноте». «Кино-Панк» разобрался, есть ли в этой истории что-то действительно новое и небанальное (и, кажется, так и не нашел).

В последние несколько лет в киноиндустрии все больше закрепляется мода на подростковые ретро-истории. Действие, как правило, происходит в 60-80-х годах прошлого века, а в центре сюжета – группа школьников. Как правило, это дети, которых не принимают в коллективе и, как правило, они вместе борются со злом. Последними – и очень успешными – стали перезапуск «Оно» и три сезона сериала «Очень странные дела». Первое – авторская история Кинга, второе – удачное постмодернистское смешение отсылок на самые разные фильмы, работающее на ностальгии и изящном подходе к заимствованию. «Страшные истории для рассказа в темноте» с первых кадров дают понять, что тоже хотят вписаться в популярную нишу. Остается понять, какой из путей реализации они выбрали, и оказался ли он удачным.

Название выбрано в духе еще одной тенденции именовать фильмы буквально и намеренно открыто. Как показывают примеры вроде «Американской истории ужасов», такой подход сохраняет интригу и позволяет избежать пафоса в названии. Таким образом, «Страшные истории…» стараются даже на этом этапе использовать успешные и еще не приевшиеся приемы, чтобы привлечь зрителя. Кто, по мнению создателей, должен стать этим зрителем?

В основном, конечно, история рассчитана на подростков, на что намекает и возрастной ценз 16+, и сам сюжет. В случае, например, с «Очень странными делами», зрителем может стать абсолютно каждый – в нем есть герои буквально всех возрастных категорий и все они развиваются (формат сериала позволяет это сделать). А в «Страшных историях…» фигурируют лишь подростки, вынужденные справляться со злом в одиночку, без поддержки. В данном случае история ближе к «Оно». Но в фильме по Кингу очень сильна идейная составляющая. С подростками разговаривать непросто – тем ценнее становится кино, которое в развлекательной форме доносит до них важные, мотивирующие, позитивно воздействующие мысли. Но в «Страшных историях для рассказа в темноте» мораль очень слабая, почти незаметная. Создатели используют монстра, который очень похож на воплощение зла у все того же Кинга. Сила рассказчицы Сары – воплощать в жизнь кошмары, используя слабые места и потаенные страхи персонажей. Но, несмотря на заимствование, в «Страшных историях…» эту идею не доводят до конца. Подростки даже не пытаются справиться со своими фобиями, победить ужас силой духа. Даже тем, кому удалось спастись, получилось сделать это не с помощью своих качеств, а благодаря неожиданному раскаянию злого духа. Да и то, как герои повлияли на этого монстра, заставив его измениться, выглядит сумбурно и неубедительно. Возможно, создатели фильма не хотели дословно копировать известное кино, но в данном случае оторвать интересный сюжетный ход от идеи, которые он в себе несет, невозможно.

В картине есть и несколько других идейных зародышей. Например, один из героев – молодой мексиканец, который колесит по США, уклоняясь от военной службы (в это время идет война с Вьетнамом). Но парень не хочет идти на войну не потому, что не хочет убивать людей – он боится, что убьют его самого, как его брата. В конце фильма герой становится смелее и мужественнее, — и вот он уже садится в автобус, который повезет его на фронт. Возможно, режиссер хотел показать процесс становления юноши мужчиной, но получилось показать только то, что война – это благородное, важное дело, на которое не идут не потому, что не хотят убивать, а потому что просто трусят, как дети. Особенно это не вяжется с временным контекстом – именно на фоне войны с Вьетнамом движение хиппи стало особенно заметным и важным культурным феноменом. Идейных уклонистов было в разы больше, чем просто трусов, и можно было бы показать именно такого героя – это вызвало бы ностальгические чувства у зрителей и направило бы мысли подростков к пацифизму.

Главная героиня, Стелла – тоже должна была стать серьезным драматическим персонажем. Она растет с отцом, потому что мать ушла из семьи, когда она была совсем маленькой. Стелла чувствует вину и горечь от этого предательства и по сюжету именно она лучше всего понимает преданную семьей Сару, которая именно из-за злобы родных стала мстить и убивать людей. Но проблема Стеллы несколько надуманна – отец не винит дочь, а напротив, убеждает девочку в том, что мать ушла из семьи не из-за нее, у нее теплая и доверительная обстановка в семье. Единственное, что досаждает Стелле – насмешки хулиганов, от которых ее оберегают двое близких друзей. Проблема девочки связана не с реальным насилием или предательством, а с грустной историей, которая случилась, когда она даже не помнила мир и себя. В итоге зритель попросту не понимает, почему он должен сочувствовать Стелле.

В итоге, «Страшные истории для рассказа в темноте» получились странным, немотивированным фильмом с очень блеклой, натянутой, а местами и вовсе сомнительной моралью. При этом у создателей не вышло ни красивого пересказа, ни свежей «идейной волны». К сожалению, это кино выглядит как попытка влиться в успешный образ подростковой драмы второй половины двадцатого века, не тратя силы на новизну или проработанные посылы, мысли для зрителя. С визуальной стороны кино так же не запоминается – тот же старый особняк, тени, монстры, которые пугают, только когда неожиданно прыгают из угла. Все же можно попробовать сходить на «Страшные истории…», чтобы «испугаться» – местами атмосфера действительно напряженная. Но даже подростков не всегда интересуют просто безыдейные страшилки с конвейера.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018