Кино-панк

Сергей так и не понял, кто такие нацисты: «Учёности плоды»

«Учености плоды» — фильм, посвященный жизни Пушкинских гор и усадьбы Михайловское в годы Великой Отечественной войны. Фильм, в котором нет ни ужасов войны, ни тягостей оккупации — всех спасает лишь искусство и великая любовь к творчеству Пушкина. О самой лицемерной картине этого года рассказывает Мария Михайлова.

Новая картина Игоря Угольникова – один из тех продуктов российского кино, которые активно пиарят и продвигают в массы. Реклама, эфирное время в «Вечернем Урганте», множество упоминаний в СМИ… И все это посвящено фильму, где война не разделяет, а сближает врага и защитника, где во главу угла становится «серая» мораль, а зла и добра вроде как вообще не существует: все одинаково счастливы, всем плевать на свою страну и народ.

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Фильм начинается с того, что в оккупированные Пушкинские горы приезжает некая фрау Шиллер (якобы потомок великого немецкого поэта), чтобы вести просветительскую деятельность в доме-музее Пушкина. К ее приезду готовятся, как к празднику – жители оккупированной деревни свободно толпятся у сцены, нет ни жесткого порядка немецких солдат, ни измотанных бедами лиц мирных жителей. Улыбки, смех и шутки, ухоженный дворик усадьбы, и выглядит все так, будто в деревню прибыло не вражеское, а свое, привычное и родное руководство. Здесь же появляется Сергей Безруков в роли контуженного умельца Сергея, который (какая неожиданность) притягивает своей харизмой и обаянием всех женщин вокруг. Первым делом он отпускает пару шуток в адрес безупречных ног фрау Шиллер.

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Вся предложенная авторами фильма экспозиция похожа не на художественный домысел, а на полный бред. Дело даже не в просветительнице Шиллер, которая, кажется, действительно существовала в реальности. Но с чего вдруг немецкая оккупация вдруг стала похожа на детский лагерь, в котором есть свобода перемещения, где деревенским жителям позволяют собираться вместе, да еще вблизи от немецкого командования, как на празднике? Почему в кадре нет ни одного разрушенного или сожженного здания, а люди выглядят вполне довольными и накормленными? Но первые кадры – это лишь небольшая доля в общем котле лицемерия и подмены понятий.

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Что-то встречается моментами и полунамеками: например, как директор музея, расстилаясь перед фрау Шиллер, говорит ей, что большевики разграбили музей и вынесли из него ценные экспонаты. Что-то распространяется на целый ряд сцен, например, когда фрау Шиллер проводит в доме Пушкина изящный эстетический вечер для немецких офицеров. После приятно проведенного и крайне приличного чаепития нацисты отправляются домой, и по дороге их убивает партизанский отряд. Горе и трагизм наполняют экран – ведь эти ужасные русские убили такого молодого и беззащитного юношу по фамилии Дантес, чья судьба была так тесно связана с судьбой Пушкинского рода! И вроде как нет в фильме ужасных оккупантов, а есть целомудренные просветители, которые ничем не хуже самоотверженных партизан из поставленного в лесу лагеря.

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Но апогеем фильма становятся отношения фрау Шиллер и умельца Сергея. В этот момент окончательно уравниваются обе стороны, добро со злом растворяются в «возвышенных» чувствах, а гений Пушкина пронизает тьму войны и становится примирителем нацистов и русского народа. И проблема совсем не в том, что такого не могло быть в реальности, а в том, какую мысль хотели донести создатели фильма таким любвеобильным сценарием про войну.

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Авторский посыл, конечно, весьма прозрачен – от советского прошлого, в том числе и военного, давно бы пора отказаться. Да и зачем смотреть на эту войну так уж критично – ведь с обеих сторон были хорошие люди! Немцы – отличные ребята, у которых есть и поэт Шиллер, и прекрасная музыка, и великая культура. Конечно, и партизаны молодцы, но и ребят с белыми повязками можно понять. Сергей так вообще хорош во всем – его пацифизм вовсе не отвратителен, а даже благороден, ведь он против убийства, а значит и помогать своей стране не надо. Да и зачем это, когда у фрау Шиллер такие великолепные ноги?

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Герой Сергея вообще лишен малейшего понимания о том, кто такие нацисты и что они делают с людьми, которых считают недостойными. Осознание приходит к нему только в тот момент, когда при нем расстреливают семью цыган. Действительно, дело происходит в 1944 году и никто даже понятия не имел, что нацисты способны на такие зверства! И, учитывая, что именно Сергей – главный герой, понятно, что его образом авторы хотели обобщить таких же простых и хороших мирных жителей. Людей, которые и понятия не имели, что происходит на их земле во время оккупации. Которые видели только хорошее, надеялись на лучшее, и неважно, с кем это лучшее случится – с немцами ли, с русскими ли.

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Остается только одна сюжетная ветка, которая хоть как-то поддерживает дух победы в фильме – партизанское движение. Но и в ней случаются огрехи, хоть уже и не сюжетные, а технические. Например, зрителю несколько минут показывают грабеж немецкого обоза с провизией и оружием. Зачем-то приходится наблюдать, как каждого немца убивают, как каждый ящик перетаскивают из машины в телегу, как осматривают тела погибших, как меняются лица партизан – и все это почти без единой реплики.

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Фильм в целом получился очень затянутым – видимо, чтобы убить бдительность зрителя. Только спустя два часа экранного времени у Сергея завязываются отношения с Шиллер – а это самый пик фильма. До главных событий, в которых герои проявят себя во всей красе, а уж тем более до развязки дожить возможным не представляется.

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Кадр из фильма «Учёности плоды»

Неизвестно, что в итоге изматывает больше – длительность ли, количество ли логических ошибок, а может, просто попытка изменить видение войны, изменить отношение к страшнейшим историческим событиям России. Неизвестно, как далеко готовы зайти киноделы в попытках отказаться от нашего прошлого и подружиться с Европой будущего, но очень хочется верить, что этот фильм – последний предел.

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018