На экраны вышел фильм «Королевская игра», снятый по произведению Стефана Цвейга «Шахматная новелла». В Германии он претендует на звание картины года и уже получил 7 номинаций на премию Немецкой киноакадемии. Мария Михайлова разбирается, чем кино так покорило критиков (и, возможно, зрителей).
«Шахматная новелла» — произведение психологичное, глубокое и довольно сложное для экранизации. В нем практически нет каких-либо заметных действий, но все это компенсируется внутренним психологическим напряжением, нарастающим с каждой минутой. Передать это напряжение – та задача, которую нужно было решить визуальным кинематографическим способом. Авторы сделали все, чтобы эту проблему решить.
Сюжет разворачивается вокруг истории успешного нотариуса Йозефа, который попадает в руки нацистов сразу после захвата Вены. Цель приспешников Гитлера – узнать у мужчины коды доступа к банковским сейфам его состоятельных клиентов. Йозеф не сдается и упорно хранит молчание. Тогда для него создают изощренную пытку. Нотариуса запирают в отельном номере, где есть все удобства, куда приносят еду, но где нет ни одной книги, ни одного развлечения, которым можно было бы занять мозг. Йозеф постепенно сходит с ума – и именно это изменение рассудка в фильме показано очень качественно. Возможно, героя делают уж чересчур изможденным (перестарались гримеры), но его безумие передано так, что в него верится даже скептикам. Актерская игра выступает катализатором зрительских размышлений – как долго наш мозг может прожить без информации, как он деформируется без новой пищи, как без капли физического насилия ломается психика.
В жизни Йозефа появляется надежда, когда он случайно добывает себе маленькую книжку по шахматам – игре, которую он всегда презирал. В книге нет желанного текста, но есть шахматные ходы, разучивая которые, Йозеф тренирует свой ум. Это событие становится основанием для второй сюжетной линии, в которой полусумасшедший нотариус вступает в шахматную схватку с чемпионом мира по шахматам. Несложно понять авторский посыл, что это – игра с самим собой, попытка победить свое безумие, своих похитителей, а в глобальном смысле – попытка сохранить здравый рассудок в мире, охваченном болезнью Третьего Рейха. Вторая линия фильма выстроена таким образом, чтобы зритель постоянно сомневался и путался, теряя связь с реальностью, подобно Йозефу. Сон это или явь, будущее Йозефа или фантазия, выигрыш или проигрыш в невидимой войне? Такой прием помогает сохранить очень важное напряжение, ожидание катарсиса, который раскроет всю суть противостояния разума человека и бездушной, жестокой системы.
Еще один плюс «Королевской игры» — она будет понятна даже тем, кто не знаком с произведением. И хоть сценарий перерабатывает и переосмысляет первоисточник, сохраняются главные идеи автора, сохраняется цельность мысли, а структура фильма оправдана. И на этом, пожалуй, выдающиеся стороны картины завершаются. В нем нет заметных провалов, достигнута главная цель – донести идею о человеческой воле и создать эффект безотрывного просмотра с душевной тяжестью и ощущением собственного безумия. Но нельзя сказать, что «Королевская игра» трогает до глубины души, шокирует и цепляет дольше, чем на несколько дней: в ней не хватает силы в музыкальном сопровождении, не хватает остроты во многих диалогах, а ожидаемый катарсис несколько смазан оттого, что напряжения в фильме порой слишком много. Концовка и вовсе получилась слабее, чем хотелось бы видеть: эффект неожиданности, на который поставили авторы, срабатывает не до конца.
Впрочем, обилие наград от Немецкой киноакадемии обусловлено не столько качеством фильма, сколько стремлением немцев следовать повестке, которую они сформировали для себя уже давно. «Немецкий стыд» за Вторую мировую войну и нацизм до сих пор проявляется во всем, а культура – чуть ли не главное поле, на котором можно вспоминать о прошлом. Вряд ли «Королевская игра» уж настолько хороша, чтобы действительно стать одним из лучших немецких фильмов года. В ней сильны и актерская игра, и операторская работа, но все же нет чего-то сверхвыдающегося. Местами ощущается затянутость напряжения, где-то хочется видеть более красноречивые и яркие кадры – фильм сделан качественно, но не гениально. Но сложно увидеть более подходящего по теме кандидата на звание лучшей картины в Германии: если снята история про нацизм, то что-то другое, скорее всего, в фавориты не пробьется.