КИНО-ПАНК

Слезы, айдолы, космонавты: в чем самобытность корейской драмы о космосе «Луна»

Бюджет в 22 миллиона долларов и k-pop звезда в главной роли. Какой вышла южнокорейская космическо-фантастическая драма «Луна» и почему на нее стоит потратить время — рассказывает Инна Саркисян.

В сентябре южнокорейская студия CJ, ответственная за успех «Паразитов», презентовала миру новый проект — фантастическую драму о космосе, снятую по лучшим канонам голливудских блокбастеров, — двухчасовой фильм «Луна».

События картины развиваются в недалеком будущем — зимой 2029 года. Команда корейских космонавтов летит в космос, чтобы продолжить дело предшественников — исследовать хранящиеся на Луне ресурсы и стать второй нацией, сумевшей добраться до холодной планеты.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

Исключенная из международного космического комитета Корея возлагает на полет большие надежды — он не только вернет стране статус космической державы, но и даст права на владения территориями планеты — таков договор о Луне, принятый ведущими мировыми державами.

Космический центр убеждает мировую общественность: трагедия пятилетней давности, когда из-за ошибок в расчетах экипаж потерпел крушение, не повторится. И пусть одобрение сообщества страна так и не получает, экипаж нового корабля готовят к путешествию.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

На нем в миссию летят трое астронавтов: ироничный полковник Ли Сан Вон, чувствительный капитан Чон Юн Джон и «космический морпех» — как его в шутку называют коллеги — Хван Сон У. Первый — муж и отец новорожденной дочери. Второго на Земле ждет жена и маленький сын. А вот мотивация последнего — главного героя — для зрителя остается загадкой, которая раскроется лишь к финалу картины. Вся информация, которую дают авторы фильма в начале, сводится к неистовому желанию довести дело трагически погибших предшественников до конца — для этого Сон У даже меняет профессию и оставляет службу в морском спецназе.

И вот ракета запущена в космос. Люди счастливы, правительство — еще больше. Но в 30 тысячах километров над Луной экипаж теряет связь с Землей. И здесь начинаются настоящие проблемы, последствия которых отразятся на всех героях этого путешествия.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

«Космос чем-то напоминает Ад» — эти слова капитана Чон в следующие полтора часа картины будут медленно, но верно превращаться в реальность. Началу основного сюжета дают ход сразу две смерти, и жертвами истории становится не только чувствительный капитан, трогательно переживающий из-за разлуки с женой, но и его старший коллега командир Ли.
Плюшевая обезьянка в скафандре, принадлежащая сыну капитана, и фото командира с именем его новорожденной дочери будут терзать сердце зрителя и играть на сентиментальных чувствах готовых поплакать. А на слезы фильм — очевидно специально и технически точно — провоцирует постоянно.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

По иронии судьбы в живых остается самый неприспособленный член экипажа — бывший морпех Хван Сон У. Выживший не умеет управлять космическим кораблем, но зато обладает отличной выносливостью и концентрацией, способной вызывать мурашки. И эти качества личности героя очень точно передает стоящий за ним актёр — То Гён Су (D.O.), k-pop айдол южнокорейской группы EXO.

Слезы на глазах персонажей блокбастера — пожалуй, отличительная особенность корейского кино. В нем плакать не стыдно, даже если ты — бывший спецназовец, настоящий мужчина и надежда нации. Фильм не только сам пробивает на эмоции, но и активно показывает их на лицах своих героев: те непрестанно плачут, переживают, ругаются, а иногда даже смеются. И шутки на фоне гнетущей атмосферы космического беспредела кажутся действительно смешными!

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

Харизмой и очарованием обладает не только главный герой, но и множество второстепенных персонажей. Бывший директор космической станции вызывает противоречивое соучастие к той вине, которую он испытывает за произошедшую по его ошибке трагедию, а его непосредственная помощница, всеми силами пытающаяся помочь космонавту вернуться домой, пробивает на мгновенную симпатию.

Единственным неестественным героем кажется министр науки и технологии. Он то и дело переживает о неслучившихся последствиях, винит начальство, которое назначило его, гуманитария, на такую ответственную должность, цинично размышляет о человеческих жизнях — и всячески призывает зрителя себя ненавидеть. Его карикатурные истерики слишком громко кричат: «Смотрите, я плохой персонаж! Какие же мы, политики, сволочи!»

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

Но на фоне таких по-разному проработанных героев сюжет все еще держит в напряжении. Теряющаяся и попеременно возвращающаяся связь с центром зацикливает повествование на бесконечном круге надежд и отчаяния. И эти эмоциональные качели отлично заряжают зрительское внимание.

Другой вопрос — есть ли в сюжете смысл? Политические распри стран, каждая из которых хочет отхватить себе больший кусок Луны, внутренние конфликты героев, то и дело выплывающие наружу, выбор между долгом и совестью — и маленькая человеческая жизнь, потерявшаяся среди всех этих незначительных в контексте Вселенной вещей. Вот то, на чем строится спираль сюжета, и чем глубже по ней двигается зритель, тем понятнее ему становится картинка, которую он видел вначале.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

Но — увы — плоскость истории держится на межличностных отношениях, а потому слишком далеко не утягивает. Герои развиваются, миссия продвигается, но ничего принципиально нового фильм не говорит. А может и не должен.

Несмотря на визуальную привлекательность и проработанные спецэффекты, делающие картину достойным соперником голливудским блокбастерам, «Луна» кажется отчасти наивным фильмом. И в этом его привлекательность. Эмоциональные (но в этот раз не слишком) корейцы, критика политического цинизма и призыв к человечности — вот то, что делает это кино запоминающимся. Но все это, конечно же, впечатляет не так сильно, как дрифт по кратерам под взрывы падающих метеоров — сцена, градус которой застыл на границе безумного напряжения и легкого абсурда.

Кадр из фильма «Луна»

Кадр из фильма «Луна»

Самобытность южнокорейской космической драмы в том, что ее авторы, очевидно беря пример с западного кинематографа, не лишили картину национальных черт. Проработанный финал, дающий ответы, кажется, на все вопросы, закрытые сюжетные арки и гнетущее одиночество Вселенной под «Fly me to the Moon» Барта Ховарда.

Фильм однозначно стоит двух часов, которые он приглашает на себя потратить, а эмоциональные качели, если зритель позволит, разгрузят весь спектр чувств — от слез навзрыд до искреннего смеха.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018