Восьмисерийная драма Жоры Крыжовникова «Слово пацана» о молодежных группировках 80-хх получила на фестивале «Новый сезон» в Сочи награду «Самый ожидаемый сериал». Проект с Иваном Янковским в главной роли выйдет уже этой осенью на видеосервисах Wink и START.
В программе фестиваля стриминговых сервисов «Новый сезон», который прошел в сентябре, показали две пилотные серии нового проекта Жоры Крыжовникова. Сложно сказать, были ли на смотре проекты ярче и сильнее – дело вкуса и восприятия. Но точно встречались работы с плохо продуманными сюжетами, неглубокими мыслями, чье значение в контексте новой драмы было сильно преувеличено. «Слово пацана» – немного выбивающаяся из общего смотра картина. Главные экранные герои – ушлые мальчишки, вступившие на кривую дорожку и подвергшиеся испытаниям «смутного» времени.
Действие разворачивается в Казани. Тягучие восьмидесятые, хмурый урбанистический пейзаж. «Советский Союз умирает на глазах, и вместе с предчувствием перемен, свободой слова, музыки и цен появляется и свобода от совести, граничащая с беспределом. Пока родители борются за выживание, брошенные всеми дети сбиваются в уличные стаи и «бьются за асфальт», в буквальном смысле», – говорится в синопсисе. Градус напряжения растет через детали, обстоятельства, отображения эпохи и ее сложностей. И дело даже не в том, что восьмисерийный фильм, как выразился журнал MAXIM, выглядит потенциально жестокой драмой о тяжёлой перестройке. Здесь скорее другое: мы видим перестройку системы ценностей, которая для взрослеющих героев очень не комфорта и травматична. Время разброда в неокрепших умах.
В сериале показывают школьника Андрея, который из простого чушпана (так называли подростков, не «пришитых» ни к одной группировке) превращается в жестокого парнягу. Чтобы примкнуть к стае сильных и бесстрашных, бритый пианист меняет фортепианные этюды на хиты Юры Шатунова, барабаня по клавишам «Седую ночь», и, под влиянием нового друга – школьного хулигана Марата, – ввязывается в жестокие уличные драки. Как и остальные участники группировки, Андрей и Марат увидят предательство и первую кровь, каждый встретит первую любовь и даже столкнётся со смертью.
Среди всеобщей нищеты – понятные правила жизни, поддержка и слово пацана, которое сильнее клятвы. Ностальгический мотив кино здесь понятен, как минимум тем, кто «рожден в Советском Союзе». Куда сложнее воспринимается сюжетная линия, где дружба и кодекс справедливости на переломном историческом фоне часто смешиваются с насилием и криминалом. Постепенно из парней «выветриваются» человеческие, душевные свойства – остаются только молодость, адреналин в избытке, и чисто физиологическая, агрессивная манера выживать (или властвовать).
Внутренняя перестройка коснется и вернувшегося из Афганистана Вову (Иван Янковский) – сводного брата Марата, который сильно разочаруется в «пацанских» идеалах. Он возвращается домой и видит, что уличная шпана уже не живет по тем правилам, что были раньше. «Рассказывайте, что нового? – Сейчас вообще все по-другому, многое изменилось…». Если раньше не нападали на парня из чужого района, когда он с девчонкой, то сейчас на это всем было наплевать – негласные понятия что «можно», а что «нельзя» почти стерлись. Неизменным осталось одно: уважение силы.
Под руководством Вовы орудующая в городе группировка становится сильнее и опаснее – хруст костей и разбитых носов лучше любых слов решает конфликты и подтверждает авторитет. Отвага пацанов слепа и безрассудна. Еще бы – никто не хочет покровительствовать слабым, поэтому место в группировке нужно подтверждать своим бесстрашием и решимостью. Невероятное доверие к себе и к жизни, фиксирующей безнаказанность.
Непонятно, куда дальше заведет сюжет – оставшиеся шесть эпизодов скорее всего появятся в январе или еще позже. И еще неясно: это фильм о надежде на что-то хорошее, или все же про безысходность? От «Слова пацана» не то, чтобы тянет светлой ностальгической грустью, а скорее вполне обоснованным неприятием и тревогой: пока это кино отнюдь не позитивного взгляда на прошлое. Но вот чего в нем точно нет – это романтизации бандитской жизни, в которой упрекают Крыжовникова. Мало кто захочет быть на месте этих шалопаев, с разбитыми в мясо лицами. А пацанской идеологией можно вдохновиться где угодно – и уж точно одно восьмисерийное кино не перевернет с ног на голову «хрупкое» сознание современных подростков.