«Спасти Пушкина» невозможно смотреть непредвзято. Народная мудрость гласит: если во вступительных титрах фигурируют «Фонд Кино» или минкульт, а тут сразу комбо, значит, следующая пара часов пройдет зря. Скажем так, сама идея фильма звучит провально, хотя, быть может, Феллини или Иствуд могли бы сделать из этого неплохую психологическую комедию или захватывающий боевик (название-то какое голливудское!), но на просторах нашей земли-матушки придумывают то, что придумывают.
На предпремьерном показе в Петербурге (!) актерский состав выражал гордость тем, что он проходит именно здесь. Где же ему ещё проходить, если фильм — о Пушкине? Но каково же было всеобщее изумление, когда спустя 20 минут фильма нежданно-негаданно из окна пушкинского лицея показалась… Москва-сити. А потом Пушкину провели экскурсию побелокаменной. Пусть он родился в Москве, но вы, черт возьми, вырвали поэта за секунду до смерти с Чёрной речки и вместо того, чтобы тот оказался в своём любимом Царскосельском лицее (вот уж где можно прочувствовать насколько поэт жив в сердцах любого среднеграмотного человека!), которому он посвятил лучшие годы и небольшое собрание поэзии, он оказался в центре Москвы. Вообще познавательного в фильме не хватало: никакого глубокого раскрытия биографии. Может, фильм и является семейной комедией, но как неоднократно подчёркнуто в самом фильме, люди забывают солнце русской поэзии, а уж при поддержке минкульта явно акцент нужно сделать на какой-никакой ликбез.
В фильме много абсурда: у обычных школьников оказываются те самые часы Пушкина, что были с ним в момент его гибели; когда Пушкин появляется в 21 веке, все практически поголовно уже через секунду верят, что это действительно тот самый Пушкин из прошлого, но дабы доказать это массовому зрителю, приезжает «Ургант» и в прямом эфире проводят генетическую экспертизу. Ну как, не маловато абсурда для одного предложения? Некоторые милые детали невозможно не упомянуть: учительница литературы, что весь фильм ухлестывала за поэтом, произнесла искрометно точную фразу: «Педагог и достаток — вещи не совместимые», но уже через пять минут усаживала «наше все» в Audi A4. А еще — это просто шедевр — сцена, в которой Пушкин вступает в фристайл-батл с эвакуаторщиком (он же выпускник филфака). А старомодная операторская работа в этой сцене — аж дух захватывает! Если вы еще не осознали эпичность всего происходящего, перечитайте абзац. Практически каждая минута фильма вгоняет в праведный испанский стыд.
Кстати, адаптация Пушкина к абсолютно изменившемуся миру заставляет трепетать зрителей от его гениальности. Поэт воспринимает все на «окей», через 20 минут изъясняется как трендовый парнишка, а достижения науки его будто совсем не удивляют, зато на все памятники в свою честь то и дело заглядывается. Читает низкопробный романчик совершенно без вопросов (алё, а как же реформы русской орфографии?!)
Актерская игра, скажем честно, местами бездарна. Но винить, скорее всего, нужно искусственные диалоги: ни один человек в здравом уме не скажет всего того, что говорилось в этом фильме. В начале, когда школьники переместились на Чёрную речку, стоя перед Пушкиным, они отдают дань достижениям 21 века типа виртуальной реальности и достижениям, возможно, будущих веков вроде телепортации, но о банальном и более естественном для такой ситуации сне даже не помышляют. Или с натяжкой уместная реплика учительницы «А Вы же любите скорость!» всего-навсего с целью начать диалог на тему» какой русский не любит быстрой езды» и дать отсылку к Гоголю.
Вообще некоторые ситуации сделаны чересчур искусственно, лишь для того, чтобы уложить хотелки сценариста. Например, молодые люди, играющие в очко на деньги среди каких-то гаражей в центре Москвы, вышедшие будто из лихих 90-х, выглядят максимально нелепо. Но ближе к финалу все происходящее объясняется: Пушкин-то у нас игроком был! И вот, решается великий поэт сыграть с хулиганами в карты и выводит потрясающую комбинацию: тройка, семёрка, туз. Интересно, сколько из зрителей поняли отсылку к «Пиковой даме»? Отсылка была тонкой и от этого красивой. И возможно, это лучшее, что было в фильме, но едва ли способное его спасти.
Можно безостановочно язвительно описывать каждую минуту фильма, но я этого, конечно, делать не буду. А в конце хочу сказать хоть что-то приятное: Сергей Рост — молодчина! Любая сцена с ним была забавной и не настолько наигранной, как все остальные. А еще он невероятно приятный мужчина и для повышения настроения, скорее моего, чем вашего, привожу его произведение, что он сочинил, пока ехал на предпремьеру:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Ведь я артист не главной роли,
Меня вы в воле наказать.
Но вы не сделаете так,
Ведь зритель друг, а не дурак.
Я к вам пишу стих о премьере,
О, нет, не коррупционере,
Я не ищу себе проблем,
Я о кино. Я здесь затем,
Чтоб рассказать, как мы снимали:
Не спали и не доедали,
Хотя еды давали много,
недорогой, но, слава богу, продюсеру.
Но где дорога к успеху?
Вытоптана вся! И это я, конечно, зря.
Себя в словах я закопал,
И если не поддержит зал,
То это будет мой финал.
Да, я, конечно же, не Пушкин.
Он гений, да, но если б в двушке
Панельной гордо он бы жил,
А с ним бы вместе вся семья,
Как нынче проживаю я,
То неизвестно что б сложил:
Стихи иль крылья от Пегаса,
Какая б вылетела фраза
Из туалета там, где он
Стихи писать был принужден.
Об этом в принципе кино,
Что нами было создано.
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мы живем не чтобы есть,
И вы, друзья, держитесь здесь.
Искусство — главное, я знаю.