Netflix выпустил документальный фильм, посвященный жизни и карьере певицы Тейлор Свифт – «Мисс Американа». Мария Михайлова выясняет, станет ли это кино интересным кому-то кроме фанатов звезды.
Первый вопрос, на который необходимо ответить – почему Netflix, который весьма нечасто позволяет себе документальные проекты, стал работать именно с фильмом про Свифт. Впрочем, не нужно долго искать информацию, чтобы понять, что картина про такую фигуру, как Тейлор, актуальна, как никогда. На сегодняшний день исполнительница – самая богатая знаменитость в мире. Вместе с тем певица все чаще презентует себя не только как деятель культуры, но и как политический и социальный активист, хотя до недавнего времени тщательно скрывала любые свои взгляды. Трансформация Тейлор Свифт, как личности и как певицы, действительно выглядит впечатляющей, а ее сила влияния на аудиторию – одна из самых серьезных в мире. Собрав все факты, становится понятно, почему документальный фильм о Свифт стал интересен крупнейшему в мире стриминговому сервису. Но намного важнее, каким получился конечный результат: не превратился ли фильм в бесконечное любование и восхищение?
Заметно, что картина снята режиссером, которая крайне симпатизирует певице. Тем не менее, нет ощущения, что фильм полностью сфокусирован на достижениях Свифт. В портрете девушки есть некоторая однобокость: на протяжении всех полутора часов просмотра зритель не заметит ни одного момента, который бы указал на какой-нибудь нелицеприятный поступок или ошибку певицы. Во всех ситуациях, о которых рассказывает фильм, Тейлор предстает либо победительницей, либо жертвой – обстоятельств, недоброжелателей, собственной славы. Но даже несмотря на это, картину не хочется обвинять в предвзятости: в кадре честно говорится достоинствах девушки и ее таланте, причем не с помощью чьих-либо реплик и комментариев со стороны. Плюсом фильма является большое количество документальных кадров со студии, где Свифт пишет голос – иногда без музыки и даже без подготовки. Так зритель может сам услышать и сделать вывод о вокальных данных певицы, о ее вкусе – и заодно погрузиться в интересный мир музыкального продакшена. Такими кадрами картине удается вызвать доверие зрителя и вести его за собой, пусть и субъективно, но все-таки без искажения действительности.
Но главное преимущество «Мисс Американы» заключается в том, что фильм в целом сосредоточен не на личности певицы как кумира миллионов, не на статусе звезды, а на особенностях жизни и поведения человека, чье творчество вынудило его стать публичным. Свифт надо отдать должное хотя бы потому что она честно говорит о вещах, которые могут стать опасными для нее. Она рассказывает зрителям о том, как была зависима от зрительского внимания и как болезненно переживала период всеобщей неясно чем обоснованной ненависти (когда в интернете начал гулять тег #конецТейлорСвифт). Певица также говорит, как сильно переживала из-за любых фотографий, на которых она выглядела неидеально, в какую паранойю это в итоге перешло и как привело к голодовкам и болезням. Подобные признания могли выглядеть неискренне и слишком банально, но режиссеру удалось поймать те моменты, когда Тейлор снимала с себя броню публичного человека и начинала делиться действительно травмирующими вещами. И тот факт, что создателям фильма удалось показать Свифт без брони, является одним из самых ярких признаков хорошего документального кино.
Помимо этого, в картине большое внимание уделяется не только лично певице, но и вопросу политической и социальной активности публичных персон. Здесь фильм фокусируется даже не на самой личности, о которой делает кино, а пытается осмыслить само явление сквозь призму конкретного человека. Насколько этично управлять зрительской любовью, чтобы подтолкнуть их к голосованию за или против какого-либо политического субъекта или явления? Насколько большую ответственность берет на себя человек с многомиллионной аудиторией, озвучивая свои взгляды, не связанные с его творчеством? Как при этом страдает личная безопасность этого человека и насколько это должно быть важно для него? На примере Тейлор Свифт можно заметить, как меняется мнение человека, посвятившего себя сцене и проведшего на ней уже больше 10 лет своей жизни.
«Мисс Американа», конечно, не станет фильмом, который способен изменить сознание даже людей, далеких от музыки и американской поп-культуры. Но эту картину будет интересно увидеть любому, кто когда-нибудь задумывался о таких вещах, как зависимость от чужого мнения, ответственность за свои взгляды, цене популярности. Режиссер картины Лана Уилсон доказала, что Тейлор Свифт есть что рассказать о каждой из этих тем.