Вышел новый фильм Клима Шипенко («Салют-7», «Любит не любит») – «Текст» — по роману Дмитрия Глуховского. «Кино-Панк» рассказывает, почему мрачная драма на животрепещущую тему полицейского произвола получилась неудачной попыткой свалить все несчастья на «жизнь такую».
Студент филологического факультета МГУ сбегает из дома на дискотеку. Неожиданно в клуб врывается отряд ОМОН во главе с хамоватым самоуверенным следователем. Они хватают подругу студента, а потом и его самого; по пути в отдел ему подбрасывают наркотики, после чего студента закрывают на 7 лет. Выйдя на свободу, студент убивает следователя, ворует его телефон и начинает общение с родными и близкими устраненного врага.
С первых кадров фильм старается казаться глубоким и серьезным. Произнесенные реплики по несколько раз прокручиваются в голове героя, создавая давящее чувство, нарисованный на листке человечек обрастает линиями, символизирующими цепи, а в повествование вкрапляются рассуждения о рае и аде. Однако достаточно быстро фантазия авторов иссякает, и фильм из плоскости психологической драмы о мщении перемещается в плоскость крикливой сказки, критикующей в обобщенном виде российскую государственность.
Все полицейские берут взятки, сын генерала, по стопам отца работающий следователем, сам занимается продажей наркотиков, сотрудники ФСБ не без удовольствия помогают теневому бизнесу, а весь этот гадкий круговорот держится на лести и династических браках. Ближе ко второй половине фильма искренне хочется, чтобы режиссер продолжал бичевать пороки тех, кому уже мало кто верит, но он скатывается на нежности и оправдания гнусных поступков, а-ля:
«Петя – плохой полицейский, но ведь он раскаивается, а папа у Пети хоть и взяточник, но в душе мужчина порядочный».
Главная причина, по которой текст не понравится широкой аудитории – неудачный кастинг. Совсем не попадает в роль юная Софья Озерова, неубедительна и Кристина Асмус, Александр Петров вполне оправдывает ожидания тех, кто отшучивается: «Я человек простой, когда вижу Петрова – в кино не хожу», и только Иван Янковский по-настоящему замечателен и органичен. Вероятно, он с легкостью вытянул бы главную роль и даже заставил бы фильм смотреться менее попсово.
«Текст» поднимает множество актуальных проблем: несоблюдение законов силовиками и чиновниками, беззащитность простого человека, наглость православной церкви, влиятельность кавказских кланов, шаткость любого малого бизнеса, зависимость общества от телефонов – но не раскрывает ни одну из них. Подобно главному герою, который боится застрелиться, чтобы не попасть в ад, авторы фильма бояться показать правду до конца, чтобы не попасть в… немилость. И даже финальный аккорд – песня Басты на финальных титрах – это лишнее подтверждение того, что создатели волновались только о том, чтобы никого не обидеть.