Новый фильм Дмитрия Светозарова «Тень» — простой, но изящный подарок для отечественного зрителя. Именитый постановщик «Улиц разбитых фонарей» и «Агента национальной безопасности» отважился пойти непротоптанной дорогой и снял одинаково далекую от глянцевых комедий и патриотических сказок бесхитростную притчу, лишенную ярких взрывов, сверкающих пуль и плоских шуток.
Светозаров попытался показать философские поиски богатого человека. Главный герой, подобно перенасытившемуся Бахусу, сбегает от нимф в темную рощу и начинает метаться за жгучими лучами света. Человек-бог хватает давно истлевший уголь и, не щадя средств, стремиться раздуть жаркое пламя. Его сердце окутано любовью к актрисе немого кино, скончавшейся в прошлом веке в двадцатидвухлетнем возрасте. В предприимчивом мозге созревает мысль: «Возможно, в наши дни живет такая же!» Ощущения персонажа проще передать через сравнение с рассказом Чехова «Поцелуй», в котором прикосновение губ незнакомки лишает молодого человека спокойствия. Каждое невольное воспоминание об этом коротком происшествии дарит его сердцу разряд в несколько вольт. Губы возвращаются во сне, мерещатся на улице. Положение современного Бахуса, Бориса Гордина, менее безысходно. Большинство проблем решают деньги, но как скоро ему надоест новая игрушка?
Борис – русский гаджо. Душа истерзана, лишена свежего воздуха, скрыта под водяной толщей, но, к сожалению, лицо Михаила Пореченкова передает не весь спектр переживаний. Михаил слишком воинственен, «натаскан» на амплуа борца со злом, поэтому затаенные страдания передает короткими ремарками: «скучно», «душно», «плохо». Впрочем, озвучивание мыслей свойственно многим персонажам фильма. Этот прием создает эффект театральности, сглаживает разницу между кадром и сценой. Например, в фильме Стива МакКуина «Стыд» тридцатипятилетний мужчина в исполнении Майкла Фассбендера точно также мучается от перенасыщенности жизни, постоянно охотится за новыми ощущениями, однако никому не читает лекций. Мощные визуальные средства лучше развернутых причитаний передают бушующие в груди любовь и ненависть. Возвращаясь к «Тени» стоит отметить прекрасную работу молодого актера Петра Логачева, изобразившего романтика-зека-писателя.
Недоумение вызывает необычная манера съемки «снизу вверх», подчеркивающая возвеличивание Бориса Гордина над остальными людьми. Периодически она применяется и к другим героям, ничего не символизируя и ни на что не намекая. Удивление вызывают клипы, вклеенные в фабулу фильма: тренировка Михаила Пореченкова под перегруженный басами саунд и поездка в метро, стильно перекрашенная в черно-белый. В действиях второстепенных персонажей прослеживается нелогичность: капитан полиции надевает и без причины снимает обмундирование, дама голосует на пустой трассе, чтобы добыть бензина, девочка отбирает у «писателя» велосипед, но никуда не едет.
«Тень» не стоит рассматривать, как «независимое авторское кино». Дмитрий Светозаров снял хорошую философскую драму, адаптированную для самого широкого круга зрителей. Эта картина не для фестивалей и не для закрытых показов, она для кинотеатров, интернета и кабельного телевидения.
Благодарим компанию «ПрофиСинема» за организацию пресс-показа в Санкт-Петербурге.