Кино-панк

С этими ребятами жить, как эти ребята выть: «В компании волков»

Галантные и привлекательные, с горящими глазами и обязательно со сросшимися бровями по глухим британским деревням странствуют бравые парни. В них влюбляются все окрестные девушки, но, когда наступает полнолуние, девушки исчезают, а из лесов доносятся волчьи завывания и, возможно, чавканья. Мария Михайлова рассказывает об одном из лучших фильмов об оборотнях, любви и взрослении — «В компании волков».

Первая и главная особенность картины заключается в том, что она «сновидческая». Львиная доля повествования проходит во сне главной героини – девочки Розалин. И в этом сне разыгрывается история про оборотней: отчасти сказочная, а отчасти – слишком реалистичная.

Кадр из фильма «В компании волков»

Кадр из фильма «В компании волков»

Самое интересное в такой визуализации сна девочки то, что режиссер Нил Джордан подошел к воплощению своей задумки очень реалистично. Наблюдать за тем, как хитро (и точно) на экране разворачивается такой сложный, личностный и загадочный процесс даже интереснее, чем наблюдать за самим сюжетом. И хоть сюжет в фильме тоже удался – он выглядит слаженным, структурированным и даже логичным (чего иногда бывает сложно добиться, когда снимаешь сказку) – он становится скорее фоном для более глубокого слоя картины. Этот слой, основанный на том самом «сновидческом» подходе режиссера, можно разделить на две смысловые части – техническую и эмоциональную.

Кадр из фильма «В компании волков»

Кадр из фильма «В компании волков»

С технической точки зрения Нил Джордан заботился о том, чтобы изобразить сон как можно реалистичнее, но при этом не ввести в ступор зрителя. Он сделал упор на одну из самых характерных особенностей сна – своеобразное смешение абсурда и реальности. Как это себе представить? Достаточно вспомнить один из своих снов, в котором какое-либо событие казалось абсолютно нормальным, а после пробуждения становилось понятно, что все происходящее было сущей нелепицей. Какие-то элементы при этом выглядят совершенно реалистичными, иногда настолько, что после пробуждения требуется несколько секунд, чтобы понять, что это был сон. Именно так Нил Джордан смешал в одном флаконе реализм и абсурд. Это заметно на протяжении всего фильма, а в качестве примера пусть выступит любовная сцена: когда герой приближается к своей пассии, хочет ее поцеловать и… вдруг наступает на ежа. Этот прием добавляет фильму не только реалистичности, но и зрительского интереса – даже если общий сюжет не заинтересует аудиторию, подобные сцены будут постоянно подогревать внимание и вызывать смех (а это очень важно для фильмов-сказок). Ну и, конечно, такой подход к изображению сна на самом деле очень серьезен – и чем-то даже напоминает «Андалузского пса». Тщательной выглядит и сама съемка: размеренная, лиричная, иногда жутковатая, но художественная в лучшем смысле слова.

Кадр из фильма «В компании волков»

Кадр из фильма «В компании волков»

И все же главное в картине – эмоциональная сторона сновидения. Девочка – не просто героиня, которую удобно поместить в сказку. Важнее всего для Нила Джордана было то, что Розалин – подросток (визуально ей 12-14 лет). И сон девочки выступает здесь не просто интересным приключением, а настоящим погружением в психологический мир взрослеющего человека. Сон Розалин наполнен важной символикой, которая, в первую очередь, касается ее отношения к мужчинам (что совсем не удивительно в пубертатный период). Она испытывает страх и недоверие к противоположному полу – поэтому мужчина и выступает в ее сне в гипертрофированном образе оборотня (мощные животные инстинкты, грубая сила, обилие волос на теле как символ маскулинности). При этом она, как юная девушка, впервые начинает обращать внимание на различия между полами – а значит, при всем ее страхе, ей неумолимо движет интерес. Стоит также обратить внимание на то, что в картине нашлось место и романтическим сценам с очень легким эротическим подтекстом, который, впрочем, никогда не бывает доведен до каких-то более ощутимых масштабов. Все это в совокупности – отличная и весьма удачная попытка залезть в голову к подростку, который только начал задаваться вопросами отношений.

Кадр из фильма «В компании волков»

Кадр из фильма «В компании волков»

Если очень постараться, режиссера Нила Джордана можно обвинить в некоторой однобокости или даже в попытке эротизировать картину, которая презентует себя в жанре сказки. Но всерьез решиться на такую претензию сможет только очень ранимый зритель – картина снята так деликатно и нерасторопно, что намного вероятнее вызовет восхищение зрителя, нежели какую-либо критику.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018