Многим известны новости о том, как под влиянием всеобщего карантина очищается экосфера Земли. Это еще один хороший повод подумать о том, какое значение для человека играет среда, в которой он живет – а начать можно с хорошего кино на тему. Этот материал о фильме «Послезавтра» подготовлен совместно с каналом SAINT GREEN, который понятно и емко пишет о пользе эко-образа жизни и о том, как именно каждый из нас может внести свой вклад в сохранение природы.
Режиссер Роланд Эммерих – один из самых известных на сегодняшний день мастеров жанра фантастики. Глобальные катаклизмы и разрушения – конек Эммериха. Но примечательно здесь то, что за искусным обращением со спецэффектами и экшном о выживании кроется большая идейность его как автора. В частности, из «Послезавтра» режиссер сделал больше, чем фильм-катастрофу – это яркое высказывание на тему экологии и того, что может случиться с планетой, если не относиться к ней с уважением.
В картине фактически нет «случайных» катастроф и событий. Несмотря на то, что в кадре зрителю показывают самые разные природные катаклизмы – ураганы, бури, наводнения, резкое снижение температур – все здесь имеет свое околонаучное основание. Авторская мысль такова: из-за глобального потепления на Земле начинают в ускоренном режиме таять ледники. Все это приводит, однако, не к повышению температуры, а напротив, к ее понижению. Ледяная вода от берегов Арктики уходит южнее, и это приводит к глобальному смещению климатических условий. В частности, всю Северную Америку начинает сначала затапливать, а потом заметать снегом – температура понижается настолько, что человек замерзает даже в теплой одежде, просто оказавшись на улице. Даже если в реальности катаклизм такого масштаба невозможен, логические связи, которые выстраивают создатели картины, выглядят весьма реалистичными. Ничего не появляется на экране необъяснимо, буквально из ниоткуда.
Так же грамотно Эммерих подошел к героям, которых он внедрил в повествование. В кадре есть и простые люди, и умные, и глупые, и маргинальные (например, бездомный с собакой). Но большая доля сюжета уделена реальным профессионалам – метеорологам, климатологам, полярникам. Главный герой, который предсказывает катастрофу еще до ее начала – палеоклиматолог, то есть человек, который занимается изучением древнейших изменений климата и экосферы. Проведя параллель с Ледниковым периодом, он смог найти взаимосвязь с настоящими изменениями. И этот ученый, и его коллеги, и друзья-метеорологи из Шотландии, обреченные на смерть во льдах – не просто персонажи с профессией, а увлеченные, умные люди, для которых происходящее является не какой-то непредсказуемой небесной карой, а логичным следствием того, что человеческая цивилизация сделала по отношению к природе.
«Послезавтра» становится особенным кино именно потому, что создатели подошли к нему не как к банальной истории о катастрофе, а как к реальной возможности наглядно показать массовой аудитории ценность и значимость бережного отношения к экологии, а также профессионалов, которые занимаются этим, порой критически важным для мира делом. Несмотря на серьезный посыл, картина снята легко и подвижно – в ней есть все атрибуты увлекательного экшна: опасности, напряжение, спецэффекты, любовь, и, как самый сильный сюжетный ход — трогательная линия отца, который идет на помощь к сыну, искупая свою вину за прежнюю невнимательность. Поэтому Эммерих выбрал, наверное, самый удобный и оптимальный способ поговорить о важном через простое – и снял отличный фильм-катастрофу о том, как мир рушится от человеческой халатности.