КИНО-ПАНК

Какой ужас: «Заклинание джинна»

«Какой ужас», — хочется сказать после просмотра нового хоррора «Заклинание джинна», который вышел на экраны 5 августа. Вот только слова эти адресованы не жанру, а к содержанию фильма. Мария Михайлова рассказывает об одном из самых плохих «ужастиков» последних лет.

Повествование начинается с довольно странного знакомства с героями: мальчик, какой-то жуткий коридор, плачущая женщина у окна с ножом. К чему был этот саспенс, придется гадать еще долго. Убийство? Самоубийство? Одержимость демоном? И только затем, спустя несколько затянутых, лишенных смысла кадров, зритель узнает о центральном герое повествования главное: это немой мальчик Дилан, который переехал с отцом в новый дом. И в этом доме, по самым классическим законам жанра, предстоит пробудиться неведомому злу.

Кадр из фильма «Заклинание джинна»

Кадр из фильма «Заклинание джинна»

Мать бросила ребенка, вероятно, из-за его дефекта. Аудитории фильма не дают понять, что стало с женщиной, не объясняют ее мотива. Поступок крайне притянут за уши: ведь ребенок вполне здоров и развит, умен, и его немота не причиняет такого уж беспокойства. Помимо этого ребенок страдает от астмы, но далеко не так критично, чтобы с ним нужно было ежечасно находиться рядом. Немота и астма – причины для того, чтобы быть брошенным? И это только одна из нелепостей повествования. Из подобных неточностей, привязок, нелогичных деталей соткан весь сценарий. Непонятно, что в итоге случилось с женщиной (и зачем она стояла с ножом в первой же сцене?), непонятно, почему отец решил переехать, неясно, кто жил в новом доме раньше (упоминается лишь, что он умер естественной смертью). Сценаристы даже не попытались ответить на вопросы, которые бы создали правдоподобную базу для фильма, сформировали бы «задний план» картины, дали бы представление о мире и ситуации, в которую помещают зрителя. Все, что не касается основной ветки сюжета, ушло в топку без всякого сожаления.

Кадр из фильма «Заклинание джинна»

Кадр из фильма «Заклинание джинна»

Портреты персонажей, а точнее один – ведь, по сути, это фильм одного актера – прописан так же халтурно. Глупость отдельных поступков мальчика просто поражает. Увидев заклинание в книге, которое вызовет джинна, он ни на секунду не задумывается о своем решении, хотя на той же странице вполне ясно говорится о непомерно большой плате заклинания – заказчик отдает исполнителю свою душу. Иными словами, поступок лишен не только логики, но и хоть какой-то интриги. Зрителю в лоб говорят о том, что некий джинн начнет охоту за душой ребенка. Сам же герой предстает на экране в роли идиота, а не мечтателя с благородными мотивами. Его желание разговаривать в принципе довольно притянутое – на фоне других дефектов и заболеваний немота выглядит почти оскорбительным клише для всех прочих инвалидов. Даже астма в данном случае причиняет больше неприятностей. Позже становится понятно, что Дилана сделали немым не для развития интересного сюжета, а из подражания, например, «Тихому месту». О том, как тишина нагнетает саспенс, какой осязаемой делает она атмосферу, известно уже давно. Вот только в том же «Тихом месте» была концепция, подробно, интересно разработанный мир, в котором молчание было условием выживания. В «Заклинании джинна» это не более чем способ показать испуг ребенка другими способами, кроме как слова. Эзра Дьюи, исполнивший роль Дилана, справляется действительно хорошо: с помощью дыхания, характера движений, взгляда он показывает правдоподобные, сильные эмоции. Вот только это лишено смысла там, где герою не получится сопереживать из-за клоунады вместо сценария.

Кадр из фильма «Заклинание джинна»

Кадр из фильма «Заклинание джинна»

Отдельный, кстати, повод для смеха – сам джинн. Создатели не показывают его напрямую в попытках сделать ужас неконкретным, а значит, более давящим, но результат вышел не пугающим, а смехотворным. Сначала, под знакомый до боли эмбиент (напоминающий о порталах из «Очень странных дел») из подсобки начинает расползаться туман, выглядящий, как неудачный опыт кальянщика. Потом вдруг он трансформируется в человека, чье лицо, конечно же, не видно. Дилан прячется от страшного мужчины в ванной, и сцена эта напоминает «Сияние». Жаль, что без топора, зато с газовой плитой, потому что дух во плоти проводит трубку от нее в вытяжку ванной, намереваясь покончить с мальчиком путем отравления. Перевоплотиться в туман обратно, джинн, вероятно не может, а забрать душу, вероятно, можно и с убитого ребенка. В полный бред повествование превращается, когда Дилан своими силами справляется с мужчиной, и, не запирая дверь в ванную, где лежит маньяк, начинает бегать по дому без опасения, что тот очнется. Можно сказать, что весь фильм – одна большая бессмысленная беготня по дому, с очень странными спецэффектами, глуповатым героем Диланом и с совершенно неясной мотивацией – от начала и до конца.

Кадр из фильма «Заклинание джинна»

Кадр из фильма «Заклинание джинна»

Видно, что фильм снимался камерно, с небольшим бюджетом. Наверное, этим можно частично оправдать наивность графики, плохо выстроенный кадр и свет (оператор явно работал в пол-руки, если вообще старался сделать хоть что-то). Можно оправдать нелепую подборку музыки, скудность локаций, отсутствие интересных спецэффектов. Но никак нельзя оправдать бредовость сценария, алогичную историю, отсутствие мотивации и отсутствие саспенса. «Заклинание джинна» вряд ли напугает даже ребенка.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018