12 сентября в широкий российский прокат вышла новая драма от режиссера Джона Краули («Мальчик А», «Бруклин») – «Щегол», рассказывающая о парне, выжившем во время теракта в нью-йоркском Метрополитен-музее.
У Теодора был непростой день. Он был пойман с сигаретой в школьном туалете и вызван с мамой к директору. Разговор должен был состояться вечером, а днём мама повела Теодора в музей художественных искусств. Когда они рассматривали полотна Карела Фабрициуса и Рембрандта, раздался взрыв. Мама погибла, а Теодор выжил и даже успел стащить легендарного «Щегла».
Поначалу фильм кажется слезливой драмой, поверхностно и упрощенно рассказывающей об искусствах. Герои щеголяют эрудицией, поминая художников от Джона Копли до Максфилда Пэрриша, симфонии Бетховена в исполнении канадского виртуоза Гленна Гульда, и даже отшучиваются, что Эдгар По – это Винсент Прайс своего времени. Но постепенно количество популярных имён сокращается, а драматизм становится всё сильнее.
Ключевая мысль фильма, как будто выдернута из трактатов Владимира Ильича, — искусство должно принадлежать народу! Главный герой много лет в холщевом мешочке, в газетной обёртке, скрывает гениальную картину. Он не понимает, что изображенный на ней щегол, прикованный цепочкой к жердочке, — это он сам. Он прикован к тому теракту, он прикован к своему преступлению, всю молодость он пытается взлететь, но остается на месте.
Особенно замечательны эпизоды в Техасе, когда Теодор знакомится с украинским парнем Борисом. Эти сцены можно вырезать из фильма и сложить в отдельную очень лиричную и очень печальную короткометражку. Их обоих ненавидят отцы, они оба сбегают от проблем в техасскую пустыню и ищут утешения в раскрошенных и разложенных по дорожкам таблетках. И даже прощальный поцелуй, хоть и выглядит странным, но кажется понятным, оправданным.
Финал «Щегла» слишком натянут, слишком оптимистичен. В нём, как и положено в прокатном кино, сходятся все линии, еще раз проговариваются основные мысли: «Никогда не знаешь, что повлияет на твоё будущее», «Люби жизнь во всей её нищете». Но расчувствовавшемуся и полюбившему героев зрителю это уже не нужно, он хочет только одного — самостоятельно в тишине еще раз посмотреть на картины великих голландцев и подумать, а не привязан ли он сам цепочкой к жердочке?