КИНО-ПАНК

Девочка, которая хотела мяса: «Проклятье»

На экраны выходит новый одноименный ремейк японской картины «Проклятие», снятой в 2004 году. Мария Михайлова выясняет, почему попытка пересмотреть один из классических фильмов ужасов превратилась в сумбурную компиляцию банальных образов и отсылок.

Новое «Проклятие» не повторяет оригинал буквально и некоторые ключевые моменты заменены: например, локация событий уже не в Японии, а в США; а в центре событий находятся другие персонажи. Нетронутой при этом остается сама концепция и основные художественные образы (например, черные волосы на главном постере картины). Так создатели фильма изначально поместили себя в ситуацию выбора: фокусироваться на оригинале, поиграть с чувством ностальгии, ориентируясь на фанатов и знатоков, либо попытаться пойти совершенно новым путем, оставив от фильма 2004 года лишь костяк. И, вероятно, главная ошибка режиссера заключается именно в том, что он не смог сделать выбор и довести мысль до конца.

Кадр из фильма «Проклятие»

Кадр из фильма «Проклятие»

Основа сюжета осталась прежняя: призрак и так называемое «проклятие», которое осталось с ним после трагической смерти, начинают преследовать любого человека, который вторгнется на территорию их обитания. В ремейке границы возможностей неупокоенной души расширяются: теперь проклятием можно «заразиться». Так, одна из героинь, сама того не подозревая, привозит за собой призрака из Японии в США, укореняет его в своем доме – и далее уже на новом месте с жильцами и гостями дома начинают происходить те же страшные вещи. Подобная сюжетная вольность создана для того, чтобы как-то объяснить перемену места действия, но на деле оказывается нелепой и неуместной. Проклятие превращается из мистерии в вирус, который действует не по законам японской мифологии, как в оригинале (база – смерть, злоба и мщение), а в биологическое явление, опасное, но бессмысленное. Дополнительной сюжетной дырой становится то, что умирают не все жертвы: например, в живых остается напарник полицейского, несмотря на то, что сходит с ума и пытается покончить с собой.

Кадр из фильма «Проклятие»

Кадр из фильма «Проклятие»

Неудачи с попыткой переделать сюжетную линию на этом не заканчиваются. Зрителя может серьезно смутить и запутать большое количество второстепенных героев. Причина появления каждого из них в фильме понятна: показать беспощадность и бессмертность духа, который мстит каждому гостю своего жилища. Однако все сюжетные ветки связаны только местом и смертельной концовкой и ни одна из них не раскрыта до конца. Между тем, сценаристы не скупились на драму и интригу: пара, в которой жена узнает, что ее ребенок родится инвалидом (что никак не влияет ни на события, ни на исход), или пожилые муж с сумасшедшей женой (чья трогательная любовь оказывается впустую потраченным экранным временем, ведь все равно заканчивается кровавой резней). Даже история отношений главной героини и ее сына не раскрыта даже наполовину. Все, что зритель узнает — у ребенка умер отец, по которому он скучает, на что мать реагирует стандартными объятиями и словами про «все будет хорошо». Больше мальчик в картине почти не появляется, и потому, когда он внезапно возникает в один из самых драматичных моментов фильма, ему просто не удается сочувствовать: ведь, вместо того, чтобы проникаться его историей, зритель наблюдает за тремя другими побочными ветками сюжета. Так, создатели фильма дают массу сценарных зачинов, не работая ни с одним из них, когда как в оригинальной картине была всего одна драматическая ветка с Каяко и его сыном. Она раскрывалась медленно и неспешно, прорабатывая свою мифологизированную идею – чего оказалось вполне достаточно для того, чтобы «Проклятие» 2004 года стало одним из культовых фильмов ужасов.

Кадр из фильма «Проклятие»

Кадр из фильма «Проклятие»

Что касается самой важной для любого ужастика эмоциональной составляющей, почему-то именно здесь создатели картины вдруг решили отказаться от экспериментов и пойти максимально проторенным путем. Если в оригинальном фильме упор сделан на нарастающее напряжение, атмосферу гнетущего, безысходного страха, то в новом «Проклятии» все скатывается в простой и даже немного топорный хоррор: отрубленные пальцы, лужи крови, крики. Если в оригинальном фильме пугают с помощью некоторых фирменных, проработанных «фишек» — характерного звука, жуткой пластики, черных длинных волос (которые использовались и в «Звонке», но еще не были к тому моменту заезженными), то в ремейке — только банальные скримеры и прыгающие кадры. В новом фильме использованы некоторые яркие образы из источника – например, рука, сжимающая голову, но из-за чрезмерного экшна здесь утеряна вся мрачная атмосфера. Из-за слишком частого использования современных техничных приемов, в которых нет собственной оригинальности и очарования, «Проклятие» и с точки зрения съемок остается фильмом «ни туда, ни сюда»: ни изящной стилизации, ни современного рассмотрения культовой истории.

Кадр из фильма «Проклятие»

Кадр из фильма «Проклятие»

Создается ощущение, что режиссер нового «Проклятия» так и не определился, каким путем ему следует идти. Ему хотелось пересмотреть историю со своей точки зрения, но он опасался слишком далеко отойти от оригинала и не отдать ему необходимую «дань уважения». Возможно, ему очень хотелось сделать собственную работу не менее глубокой и идейной – но, к сожалению, стремление добавить в историю драмы превратилось в запутанный и почти бессвязный клубок сюжетных линий. Не очень удачной оказалась и попытка совместить элементы старого фильма с современными скримерами. Вероятно, было бы лучше, если бы команда сняла совершенно новую картину, без привязки к всемирно известному «Проклятию» — тогда даже неудачные моменты и решения были бы не так заметны.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018