Кино-панк

Галлюцинат, портрет, скелет, квадрат: «Игры разумов»

Ум, амбиции, безумие, любовь и игры с английским: все эти понятия схлестываются в картине «Игры разумов» — самобытной ирландской драме. Мария Михайлова разбирается, как фильм рассказывает о совершенно разных понятиях, объединяя их под общим флагом человечности.

Этот фильм – еще один пример неграмотного подхода российских прокатчиков к переводу названия. В оригинале драма называется «Профессор и безумец» — что намного полнее отражает сюжет, замысел и интересную полярность, на которой строится фабула произведения. «Игры разумов» же, хоть и намекают на какую-то интересную завязку, становятся слишком пресными на фоне множества других вариаций кино про «игры с разумом».

Кадр из фильма «Игры разумов»

Кадр из фильма «Игры разумов»

Сюжет картины уникален тем, что основан на вполне реальном событии, имеющем огромное значение для любого человека, который говорит на английском языке (а сейчас в той или иной мере его знает, наверное, большинство жителей Земли). Речь идет о знаменитом британском толковом словаре, на создание которого ушли в буквальном смысле десятилетия. Но самый важный человек в истории его создания – конечно же, начинатель этого дела. Главный герой, которого играет Мэл Гибсон – гений, лингвист-самоучка, которого привлекают к созданию и структуризации великого словаря. Именно этот профессор дает начало глобальному труду. Но ни один помощник не посодействовал ему в этом большом деле так, как безумец, страдающий манией преследования и заточенный в психиатрической лечебнице – его героя играет Шон Пен. И в момент, когда зрителя знакомят с главными героями повествования, он понимает, что перед ним – вовсе не историческая картина, а психологическая драма о человеческих судьбах, уме и любви. Впрочем, это не отменяет того, что фактическая точность фильма действительно велика, и речь идет не только об упоминании реального словаря и исторически реальных фигур. Режиссер дотошен даже в мельчайших деталях: так, в одном кадре зрителю показывают фотографию с настоящим Джеймсом Мюрреем, которого невозможно отличить от мастерски загримированного Пена.

Кадр из фильма «Игры разумов»

Кадр из фильма «Игры разумов»

Но все-таки речь здесь действительно не об истории, а о людях, которые эту историю создают. При этом картина вовсе не похожа на стандартный выпуск ЖЗЛ – рассказ об интересных людях здесь не ограничен их необычайностью характеров и судеб, а подчинен общей идее. «Профессор и безумец» рассказывает зрителю о глобальном значении языка, или, если сделать это понятие еще более универсальным – о кодировке. Начинает эту тему словарь значений британских слов, а дальше вокруг него, как на ось, наматывается продолжение, развитие этой идеи. Зритель узнает о коде порядка, когда профессор и безумец вместе разрабатывают систему поиска и упорядочивания речи, на первый взгляд такой необъятной и сумбурной. Позже, когда два героя встречаются, они осваивают код дружбы – их совместные игры в слова становятся их общим шифром, который понятен только им двоим. Узнает смотрящий фильм и о коде общества – как в свете одного человека заменяют другим, по каким правилам действует политика. О том, как сумасшедший воспринимается обществом – его система шифровки непонятна остальным, и наоборот. И, в конце концов, зрителю показывают самое главное – код любви. Этот код, в отличие от всех прочих, самый универсальный и при этом самый неописуемый и нелогичный: женщина влюбляется в убийцу своего мужа, жена рискует семейным бытом и репутацией ради профессора, которого она поддерживает и в которого верит. Оба главных героя всей душой любят то, что так сложно любить – кропотливый труд во имя языка, на котором говорит их страна, в том числе и те, которые не смогут прочитать этот словарь из-за безграмотности, и те, кто их презирает и кто мучает.

Кадр из фильма «Игры разумов»

Кадр из фильма «Игры разумов»

Так, с помощью ряда примеров, наглядных и зачастую очень эмоциональных и трогательных (как минимум благодаря актерской игре), «Профессор и безумец» приходят к выводу классическому, но в данном случае – ничуть не банальному. Общий язык человечности, доброты и любви становится для создателей фильма тем самым объединяющим «ключом к шифру», который пытаются отыскать самые великие умы человечества, и главной силой, способной противостоять душевной тьме – во всех ее проявлениях.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018