На экраны вышел фильм «Комната желаний», который сложно отнести к какому-либо жанру и который старается представить зрителю что-то более оригинальное, чем современный массовый триллер или фильм ужасов. «Кино-Панк» рассуждает о том, удалось ли это ему.
Завязка картины выглядит более чем стандартно – даже избито. Молодая пара заселяется в огромный, мрачный особняк на отшибе цивилизации. Занимается ремонтом, ставит на полки томики Булгакова (главную героиню играет Ольга Куриленко и, вероятно, французско-бельгийская съемочная команда стремилась сделать комплимент российской аудитории), дурачится. До тех пор, пока не находит чудесную замурованную комнату, находясь в которой, можно загадывать абсолютно все – и оно появится. Герои начинают исполнять все, что им только пожелается, и, наконец, женщина загадывает себе ребенка. И когда это желание сбывается, начинается все то, что создатели фильма хотят показать как «наказание за алчность».
Первый момент, который бросается в глаза зрителю – фильм имеет очень много общего с другим «антиужастиком», картиной «Мама!», которая была резко раскритикована русскоязычной публикой потому, что ошибочно назвала себя жанром «ужасы». На самом деле «Мама!» — философская притча о Боге, создании, творчестве и роли женщины. Очень похожая ситуация рассматривается и в «Комнате желаний», вот только дублированные элементы не имеют под собой опоры. Например, муж главной героини в обоих фильмах художник, но если в «Маме!» это важный элемент для понимания сути творчества, то в «Комнате желаний» деятельность мужчины никак не связана с сюжетом. Нет конфликта «созданий»: детей и произведений искусства, личность героя не раскрывается через его творчество. То же самое касается и появившегося ребенка. В «Комнате желаний» родители из-за собственной глупости и нерешительности превращают его в демона, что выглядит вполне очевидным и вряд ли может чему-то научить. Малыш является вполне ожидаемым продуктом родительской безответственности. В «Маме!» появление ребенка максимально метафорично, имеет множество трактовок и отсылок, в том числе к Библии.
Таким образом, здесь обнаруживаются сразу два минуса – неудачное копирование элементов другого фильма, которые, к тому же, в новом кино никак не оправданы. Но, к сожалению, список проблем новой картины на этом не заканчивается.
Не нужно особенно внимательно смотреть кино, чтобы увидеть в «Комнате желаний» очевидные и серьезные проблемы с логикой. В некоторых сценах мотивация героев неясна настолько, что они выглядят попросту идиотами, какими создатели их точно не хотели выставлять. Например, мужчина внезапно узнает о том, что предыдущие владельцы дома были жестоко убиты в его стенах. Он узнает подробности убийства, зарисовывает преступника, а потом обнаруживает, что таинственная комната может исполнять все его желания. Ему мгновенно сносит голову от открывшихся возможностей, и он даже на секунду не задумывается о том, что чудеса, происходящие в доме, могут как-то быть связаны с убийством, о котором он услышал утром. У его жены также отсутствует какая-либо рефлексия. Оба мгновенно погружаются в пучину своих желаний, не задумываясь ни о последствиях, ни о причинах, ни пытаясь хоть что-то узнать о том, каким образом их желания исполняются.
Логика отсутствует даже в небольших деталях. Вещи, приобретенные с помощью комнаты, нельзя выносить из дома – они рассыпаются в пыль. Тем не менее, главный герой преспокойно ходит в одежде, полученной в комнате, по улицам и в городе. Подобные миниатюрные неточности хоть и не могут испортить фильм вообще, все же заставляют поморщиться – а вкупе с серьезными логическими проблемами и плагиатом окончательно портят реализацию идеи. Которая, при грамотном подходе, действительно могла бы стать чем-то свежим и вместе с тем глубоким.
Таким образом, «Комнату желаний» сложно охарактеризовать. Сюжет насквозь дырявый и скорее психоделический, нежели философский. Общая идея «наказания за алчность» сама по себе выглядит недоделанной, непроработанной, а попытки углубить ее, добавив высказывания Ницше о Боге (один из персонажей цитирует его главным героям) совершенно не вяжутся с общей картиной, делают мысль создателей еще более невнятной. Так зритель и не понимает, что хотели сделать с этой картиной – то ли новую трактовку Дориана Грэя, то ли историю про безответственное родительство, то ли философскую притчу о времени и беззащитности перед ним. Поэтому пример «Комнаты желаний» еще раз наглядно доказывает, что мешанина даже самых серьезных и мудрых идей оборачивается полной чепухой – ведь дело всегда не в количестве, а в качестве.