КИНО-ПАНК

Арабская ночь 1940 года: «Багдадский вор»

Став одним из самых влиятельных фильмов XX века (по крайней мере, первой его половины), «Багдадский вор» не подлежит старению ни в стилистическом, ни в смысловом планах. Мария Михайлова рассказывает о картине, которая задала стандарты и планку «сказочному» кино на долгие годы вперед.

Фильм был снят в 1940 году, в неспокойное и темное для всей планеты время. Казалось бы – можно ли в такой атмосфере сделать красивую, по-настоящему яркую сказку? Тем не менее, режиссер Золтан Корда с этой задачей справился блестяще. Картина получила 3 «Оскара» — за лучшего художника, оператора и спецэффекты. Она стала одной из первых работ в кино, где был использован хромакей. И, в конце концов, это один из первых цветных фильмов в мире (годом рождения цветного кино принято считать 1935 год). Как удалось авторам добиться такого качества и всеобщего признания?

Кадр из фильма «Багдадский вор»

Кадр из фильма «Багдадский вор»

Следует держать в памяти, что Золтан Корда уже сам по себе – личность эпохальная. Он был талантливым режиссером и не менее талантливым продюсером, а в истории его роль отмечена еще и тем, что именем Корды названа влиятельная кинопремия BAFTA. Став первым в истории режиссером, посвященным в рыцари, Корда окончательно закрепил за собой высокий статус и всеобщее уважение. «Багдадский вор» же уникален в том числе и тем, что это был один из первых полнометражных сказочных фильмов, снятых в Британии – таким образом, он исторически заложил первый камень в фундаменте фентезийного британского кино, ныне процветающего.

Кадр из фильма «Багдадский вор»

Кадр из фильма «Багдадский вор»

Сам по себе «Багдадский вор», как фильм – прежде всего уникальное визуальное явление. Он сделан настолько хорошо и качественно, что не просто опережает свое время, но и дает фору многим картинам, снятым сильно позднее. Он удивляет своими цветами – такими сочными, что они делают изображение слегка сюрреалистичным, как будто смотрящий видит очень яркий сон (логично, что такая коррекция для фильма-сказки оказалась просто идеальна). Он поражает количеством использованных спецэффектов и хитрых конструкций, которые позволяют зрителю увидеть полет на ковре-самолете, джина, вылетающего из бутылки и прочее волшебство. Вряд ли можно серьезно судить о смысловой и идейной ценности фильма – он больше похож на демонстрацию новейших техник и чудес зрелищности. Но таким подходом «Багдадский вор» и задал традицию снимать сказочное кино: без излишней мудрености, с максимумом красоты, наглядности и тем самым ощущением «отрыва от реальности». Большинство не только сказочного кино, но и фэнтези даже сейчас следуют именно такому принципу. Можно, наверное, даже обвинить работу Корды в том, что она стала предпосылкой к превращению этого жанра в аттракцион. Но, с другой стороны, то направление, по которому движется киносказка и фэнтези вот уже 80 лет, доказывают, что именно «Багдадский вор» наметил ту самую тропу успеха и нашел нужный нерв, который нравится зрителям.

Кадр из фильма «Багдадский вор»

Кадр из фильма «Багдадский вор»

Ну и, конечно, для идеальной сказки был подобран идеальный материал. Сказка об Алладине изобилует не только восточным колоритом, который легко впечатлит маленького европейского и американского зрителя. Здесь идеально сочетается количество приключений, экшна и драматично-мистических моментов. Здесь есть место как чудесам техники (механический конь), так и необъяснимому волшебству. И, конечно, сказка про Багдадского вора несет в себе очень наглядный, понятный посыл и ценности, которые станут ясны даже самым маленьким зрителям. В данном случае фильм доказывает, как важно бывает подобрать для сценария правильный первоисточник, который хорошо «ляжет» в кадр и который полюбит аудитория. Это еще один секрет огромного успеха «Багдадского вора» — как культурного, так и коммерческого.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018