КИНО-ПАНК

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы слушать песни из фильмов бесплатно и без регистрации.

Погоня за украденным детством: «Тринадцать»

Когда Айви похитили, ей было тринадцать. Еще через тринадцать лет она поднялась из подвала, все эти годы служившего для нее темницей, и оказалась дома — в окружении друзей и родителей, которые свыклись с мыслью о том, что их дочь никогда не вернется. «Тринадцать» — это история первой английской девочки, сумевшей вырваться из лап похитителя. Инна Саркисян рассказывает, чем ее возвращение обернулось для окружающих.

Айви Моксам была очаровательной тринадцатилетней девочкой. Она любила писать романтические послания милому мальчику Тиму и прогуливать школу с подружкой-бунтаркой. В один из дней, когда музыка в наушниках заглушала шум окружающего мира, ее затолкали в машину, увезли от семьи и друзей и заточили в темный подвал, где ей пришлось прожить следующие тринадцать лет своей жизни. И лишь удачный случай позволил ей сбежать и стать первой во всей Великобритании девочкой, вернувшейся от похитителя живой. Девочкой в теле 26-летней женщины.

Главную роль в сериале исполнила потрясающая Джоди Комер, известная по ролям одержимой психопатки-убийцы («Убивая Еву»), легкомысленной блондинки («Мой безумный дневник») и английской принцессы («Белая принцесса»). Ее харизма, взгляд, движения — все подчеркивает именно те эмоции, которые зритель хочет получить от героини. Крупные планы по-детски наивного лица с дрожащими губами и мечущимися из стороны в сторону глазами создают впечатление той самой растерянной девочки (женщины!), для которой прошлое — единственная твердая почва в изменившемся до неузнаваемости мире.

Кадр из сериала «Тринадцать»

Кадр из сериала «Тринадцать»

То, как деланно она поправляет волосы в попытке очаровать следователя, будто говорит: «Посмотрите, я была лишена здоровой социализации и теперь просто повторяю за взрослыми». Оттянутые рукава кофты и болезненное отстранение от касаний кричат: «Меня трогали неправильно». Наивный вопрос о том, нравится ли ее сестре секс, или неосознанное стремление взять старого друга за руку — все это составляет портрет потерянной девочки, отчаянно ищущей внимания и пытающейся восполнить непрожитый опыт.

После возвращения Айви перебирает всех членов своего близкого круга и по очереди разочаровывается в каждом. Отец завел любовницу и ушел из семьи, Тим женат, а сестра готовится выйти замуж. Все они изменились, в жизни каждого за время отсутствия Айви появилось нечто, что заменило ее, скрасило ожидание и помогло восполнить образовавшееся пространство. Она вернулась, и теперь ее место занято.

Но это не единственная проблема. Вторым сюжетным пластом сериал добавляет в нелегкую жизнь девушки новые испытания. Замкнутая и нервная, в полиции она дает обрывчивые показания, чем вызывает недоверие. Пара следователей — Лиза и Эллиот — исполняют шаблонные роли плохого и хорошего копов. Пока первая задает жертве жесткие вопросы в первый день вновь обретенной свободы, второй с сочувствием предлагает ей свою поддержку. Но медленный ход дела перестает устраивать обоих, когда похититель Айви заменяет ее десятилетней девочкой — теперь жизнь украденной малышки зависит от ее предшественницы.

Кадр из сериала «Тринадцать»

Кадр из сериала «Тринадцать»

В этот момент следователи будто обмениваются ролями. Настойчивая и упорная Лиза допрашивает девушку с осторожностью, Эллиот же мечется от срывов жалости до агрессивных обвинений. Виной всему новое доказательство — видео с камеры видеонаблюдения, на котором гуляющая по торговому центру Айви самостоятельно проходит мимо толпы людей, посещает туалет и возвращается к своему похитителю, беря его за руку. Но следователи будто и вовсе не хотят выяснить, почему героиня вела себя именно так — девушку укоряют в бездействии и податливости, а после вменяют ей настоящее обвинение в препятствии правосудию.

Вскоре появляется и вторая причина для серьезного разговора. В доме похитителя, который тот перед побегом очистил от следов заточения в нем Айви, находят замурованный в стену подвала труп, принадлежащий брату мужчины. На простыне, скрывающей тело, экспертиза обнаруживает ДНК похищенной девушки, и теперь Айви перестает быть потерпевшей — ее допрашивают как обвиняемую в убийстве.

Сильнейшая из кульминаций сериала скрывается именно здесь. После жесткого прессинга парочки следователей к Айви приходит мать. Ей она сумеет рассказать о том, как после попытки побега похититель до смерти забил своего добродушного брата, игравшего с ней в тетрис.

Кадр из сериала «Тринадцать»

Кадр из сериала «Тринадцать»

Он годами внушал девочке, что никто не примет ее обратно, потому что в смерти парня виновата Она, и простым обещанием любви мать Айви рушит крепкую стену, построенную из чувства вины и страха. Третий акт смены ролей следователей завершает арку подозрений — Лиза плачет, а Эллиот вновь возвращается к роли хорошего парня и просит у девушки прощения.

Идиллия восстановлена. Отец вернулся в семью. Тим помирился с женой. Айви простила своих друзей. И в этот момент похититель вновь дает о себе знать — звонком в полицию он выманивает Айви на встречу и меняет недавно похищенную девочку на свою старую подругу. Уверяя семью в безопасности маневра, полицейские говорят: «Там будет 40 наших сотрудников. Мы ее не упустим!», и в один момент все эти 40 сотрудников превращаются в уже известную парочку следователей, догоняющих увозящий Айви фургон.

Жизнь совершает круг. Полиция ищет девушку, а ее близкие и друзья ходят по улицам и показывают прохожим фотографии. Айви вновь в оковах, а рядом — тот же одержимый ею мужчина, те же консервы, которыми ее кормили тринадцать лет, и те же идеи о новой семье, в которой пленница должна стать матерью и женой. Здесь мы наконец понимаем, почему Айви советовала беременной консультантке есть рыбу — она и сама когда-то вынашивала нежеланного ребенка и плакала от радости в ночь, когда его потеряла.

Кадр из сериала «Тринадцать»

Кадр из сериала «Тринадцать»

Финал истории столь же цикличен, как и ее предыдущий виток. Айви выбегает из горящего дома, который должен был смертными узами связать ее с похитителем, и падает в объятия родных.
Полиция в сериале — плоская картонка с трехзначной надписью. Глупые догонялки, тотальное бездействие и давление на жертву — вот все, на что они способны. Сотрудники берут на себя либо слишком мало, либо слишком много, а среднее, к несчастью, им неведомо. Поэтому сочувствие, к которому авторы призывают в финале, ничем себя не оправдывает — глупый Эллиот с напарницей в машине подставляется под таран похитителя и оказывается в больнице. Ссоры с боссом, гениальные решения и медлительность, медлительность, медлительность…

Отношения между Эллиотом и Лизой в принципе довольно странные. В один момент они близки и единодушны, в другой — ссорятся и завершают препирания страстным поцелуем. Однако сценаристка проекта Марни Диккенс в одном из интервью подтвердила, что неумелый флирт Айви и ее желание заинтересовать Эллиота были детской попыткой скопировать взрослое поведение Лизы — в семье и друзьях она такого не обнаруживает.

Кадр из сериала «Тринадцать»

Кадр из сериала «Тринадцать»

Действительно, близкие девушки ведут себя необдуманно и глупо. Семья принимает решение сделать вид, что отец не уходил к любовнице, а Тим никак не может рассказать своей подруге о том, что женат. В итоге раскрывшиеся тайны ожидаемо вызывают у Айви разочарование в близких и приступы агрессии.

Оправданно и нормально выглядит лишь поведение главной героини, которое в сериале, напротив, все считают ненормальным. Ребенку достаточно удара от отца, чтобы на годы потерять дар речи или начать заикаться. От Айви же, по сути так и оставшейся тринадцатилетней девочкой, все ждут сговорчивости, четких показаний и мгновенной интеграции в семью — и это после стольких лет насильного заточения! При этом эмоции протеста, ощущение несправедливости у зрителя лишь подчеркивают положение, в котором находится героиня, и позволяют тоньше проникнуть в испытываемые ей эмоции отчуждения и гнева.

«Тринадцать» — это история первой английской девочки, сумевшей вырваться из лап похитителя. Но в то же время это жестокая в своем реализме драма об изменившемся мире и девочке, отчаянно жаждущей вернуть свое украденное детство.

© 2014-2022 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018