Токийская повесть – краеугольный камень творчества Одзу. Все картины режиссера по-своему хороши, но эта «рукопись» громко вошла в историю кинематографа и прославила её создателя. Не смотря на то, что сюжет основан на всё той же социальной теме «семья», он сильнее проникает в душу зрителя ввиду щепетильности деталей. Одзу дополняет известную во все времена проблему отцов и детей восточным колоритом. Канва фильма заключается в том, что пожилые родители решают навестить своих чад, которым подобные визиты не нужны и неприятны. Единственным человеком, который готов их принять, оказывается не родная девушка, жена их давно умершего сына.
Основа философии Одзу – терпимость. В его произведениях нет плохих персонажей. Безусловно, если мы будем рассматривать фильм с западной точки зрения, мы скажем, что дети — отрицательные герои, так как они не захотели принять на себя заботу о родителях. Однако стоит вспомнить историю из «Жестокой игры» Нила Джордана: «Скорпион попросил лягушку переправить его через болото, пообещав не жалить её. Лягушка согласилась. Они достигли середины болота, когда лягушка почувствовала острое жжение. «Зачем ты меня ужалил? Теперь мы оба погибнем» — сказала она. «Прости, такова моя природа» — ответил скорпион. «Природа» детей в «Токийской повести» проста, они отвыкли от родителей, и давно живут своей жизнью. Быть может где-то в глубине души они любят мать и отца, но время диктует другие правила — у них новые семьи и новые заботы.
Одзу не забывает об историческом контексте. 1953 год — послевоенная Япония, в подвалах ещё заседают радикальные «секты». Пожилые мужчины обсуждают детей: «В наши дни молодёжь может убить родителей, не моргнув и глазом. Если сравнить наших детей с нынешними, нам с тобой не о чем печалиться». Герой Тисю Рю недоволен, что его сын лишь мелкий врач, а сын товарища лишь офисный служащий. Родители ждали великих свершений от чад, но любят их просто за то, что они есть.
Позже за Одзу последовали многие другие режиссеры. Идея терпимости стала популярной. Кажется, что она легла в основу произведений студии «Гибли». В их «сказках» сложно найти явно отрицательных персонажей, которые получат по заслугам. Так, Тихиро из «Унесенных призраками» не разозлилась на ведьму за то, что та превратила её родителей в свиней, и уж тем более не стала искать способа, как её уничтожить. Ведьма плохая, но она поступает так, как считает нужным. И если ей нужно будет измениться, то это произойдёт.
Жизнь – множество событий, а смерть часть жизни. В мире постоянно кто-то рождается, кто-то умирает. Одзу хотел показать, что наше существование обыденно. Сегодня мы что-то теряем, а завтра находим. Последняя сцена «Токийской повести» заканчивается длинным планом движения поезда, что в очередной раз подчеркивает простоту бытия. Мы умираем, но жизнь продолжает идти своим чередом.