Совпадение или нет, но в последний год на волне громких домогательств к женщинам всё чаще выходят фильмы о представительницах прекрасного пола: «Большая игра», «Молодая женщина», «Чудо-женщина» и другие. В эти ряды также вписывается «Тоня против всех» или просто «Я, Тоня».
В основе сюжета лежит биография фигуристки Тони Хардинг: её первые шаги в фигурном катании, первая любовь и первый тройной аксель. Тоня была необычной спортсменкой – у неё не было ни благополучной семьи, ни модельной внешности, ни дамских манер. Всё, что у неё было – это напористость и талант. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы пробиться на олимпийские игры и прославиться в сфере спорта. Прославиться не только навыками, но и «скандальным» поведением в отношении соперницы, которая по невероятной случайности сломала колено о металлическую дубинку. Последний казус не только поднял на уши все штаты, но и кардинально изменил жизнь главной героини.
Снимать биографические ленты непросто, ведь режиссер должен уместить целые года в пару часов. Но Крейг Гиллеспи совместно со сценаристом Стивеном Роджерсом создали в свою очередь вполне сбалансированное повествование, которое они решили разнообразить сериями интервью. Однако минус проявился лишь в том, что кроме юмористического эффекта никакой смысловой нагрузки эти вставки не добавили. В то время как настоящие интервью с реальными героями, показанные в самом конце стали интересной находкой для зрителя.
Фильм отличается обилием черного юмора: герои без устали матерятся, дерутся, и ругаются; спокойные сцены занимают несколько минут хронометража. Глупостей, обожаемых российскими кинематографистами, вроде нарочитого патриотизма — нет. За все два часа никто не произносит: «Тоня, ты должна это сделать ради Америки», и никто не бегает с флагом США, как будто несет огонь самого Прометея.
Интересный момент связан с названием картины. «Я, Тоня» звучит не хуже «Тоня против всех», однако второй вариант наиболее отражает жизненный путь фигуристки. Антонина, выросшая в бедной и неблагополучной семье, часто сталкивалась с несправедливостью, проявлявшейся в оценках жури и предвзятом отношении окружающих. Олимпийский комитет не видел в ней лицо Америки, но она единственная, прыгнула тройной аксель, когда никто не решался, и тем самым оставила след в истории фигурного катания.
Лед, бесконечный дым сигарет, сумасшедший муж, строгая мать и среди всего этого хрупкая, но сильная Тоня. Голливуд словно переоценил значение прекрасного пола. Теперь остается ждать, когда отечественные кинематографисты потеснят Данилу Козловского, Владимира Машкова и воздадут лавры женщинам.