КИНО-ПАНК

Туман безысходности: «На игле»

«На игле» — фильм, о котором не перестанут говорить , наверное, даже через сотню лет. Это фильм, из которого берут и переписывают цитаты, заимствуют образы, визуальный язык и настроение. Возможно, это лучший фильм Шотландии и, уж точно, одна из самых наглядных картин о наркомании. Сейчас «На игле» вновь возвращается в российский прокат. Мария Михайлова вспоминает все, благодаря чему это кино не теряет актуальности.

Характерное название и основная канва сюжета могут создать впечатление, что фильм полностью посвящен наркотикам. Безусловно, вряд ли можно найти более убедительные образы, чтобы показать всю грязь, в которой живут зависимые люди. Но сам фильм скрывает в себе целый комплекс смысловых пластов, в котором найдется место и социальным, и политическим, и философским вопросам. «На игле» удивительным образом сочетает в себе вневременные и очень злободневные темы, давно назревшие и только появляющиеся конфликты (так же, как делает это и первоисточник).

Кадр из фильма «На игле»

Кадр из фильма «На игле»

Сравнивать Марка Рентона с Шотландией, в которой он вынужден прозябать, напрямую нельзя. Но без завуалированных аллюзий не обойтись. Страна, живущая в воспоминаниях о далеких славных временах, страдающая от бедности и преступности, живущая под боком у богатой надменной соседки Великобритании, особенно ощущала свою ущербность в 90-е годы. У нее нет таких же возможностей, но есть такой же своенравный беспокойный дух. У Шотландии есть великое прошлое, но нет будущего. Главный герой, со своими порывами идти наперекор, четко ощущает, что впереди его ничего не ждет. Он изначально слабее и бездарнее, так почему он должен тратить жизнь, пытаясь доказать обратное? Рентон выбирает героин не по инфантильности, а осознанно, разрушая себя, пытаясь скрыться от реальности. Впрочем, идею разбогатеть он также не отвергает, надеясь на удачу или даже чудо. Та самая шотландская суеверность, которая помогает стране всегда жить в немного ином мире, как бы в «тумане», сквозит во всем – и в решениях, и в наркотрипах героя. Таков политический пласт картины, и он очень плотно пересекается с социальным.

Кадр из фильма «На игле»

Кадр из фильма «На игле»

Достаточно посмотреть на то, как общаются между собой все герои фильма, чтобы понять, что дело даже не в наркотиках, а в общем настроении, которое пронизывает социум. Во всем сквозит атмосфера тотального равнодушия: несовершеннолетняя девушка спит с главным героем за стенкой от родителей, родители не выказывают ни малейшего недоумения, что у их дочери появился слишком уж взрослый друг – ведь внешние рамки приличия соблюдены. С таким же цинизмом герои воруют, обкрадывают друг друга, подсаживают друг друга на иглу – наркотики тут выступают инструментом, а не причиной всех бед. Даже родители главного героя как будто бы слегка «отстранены», они легко дают держать себя в неведении и помогают лишь в крайних случаях.

Кадр из фильма «На игле»

Кадр из фильма «На игле»

Но, конечно, будет глупо умолчать о самой наркомании, которой посвящена основная сюжетная линия. Очень хочется назвать это кино «антинаркотическим». С задачей вызвать отвращение к зависимости картина справляется отлично – с юмором и без всякой романтизации. На приключения героя весело смотреть, но повторять желания не возникнет даже у самого отъявленного маргинала. Кошмарные видения, приключения в унитазе, мертвый ребенок, постепенное сползание во мрак – все это вызывает чувство тошноты. И, что хуже всего, у героя фильма всегда найдутся друзья, которые, как раки в ведре, потянут за собой. И дело тут уже не в социально-политическом контексте, а в куда более глубоком, древнем чувстве человека, который не хочет падать в грязь один. Оказаться в мире Рентона страшно, и страх этот не пропадет из-за смены эпохи, появления новых видов наркотиков, изменений в правительстве. Поэтому «На игле» будет актуален в любое время. Не последнюю роль в незабвенности картины сыграла и музыка. Многие познакомились через фильм с песнями Joy Division, Leftfield и других групп. Поэтому «На игле» стал настоящим культурным кодом – не только своей страны, но и любого другого общества, где от безысходности, тоски и отчаяния спасаются самыми извращенными способами – например, героином.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018