Киностудия «Ленфильм» решила в преддверии 9 мая сделать подарок ветеранам-блокадникам Ленинграда и выпустила фильм под названием «Три дня до весны». Необходимо отдать должное авторам идеи: фильмов про блокаду не было давно, а детективов на военную тему — тем более. По словам создателей, фильм был принят на ура самими блокадниками, среди которых присутствовали и сотрудники госбезопасности. Все они подтвердили, что фильм правдиво отображает реалии того времени и поражает проработкой деталей. Несомненно, очевидцы событий здесь предстают самыми строгими критиками, но давайте попробуем посмотреть на фильм со стороны, немного приглушив патриотические нотки в своей душе и отстранившись от воодушевляющих мыслей о стойком характере ленинградцев.
Конец зимы 1942 года, блокадный Ленинград. В город вызван офицер госбезопасности Андреев (Кирилл Плетнёв), чтобы помочь предотвратить диверсию. Офицеру помогает молодой врач Марицкая (Елена Лотова). Герои традиционные для такой кинокартины — правильный, принципиальный офицер и добрая, сочувствующая и честная девушка-врач. Однако обратите внимание на лейтенанта Горелика в исполнении Игоря Грабузова. Он — глоток свежего воздуха в фильме, наполненном трафаретными персонажами.
Всем, кто отважится посмотреть этот фильм, советуем быть предельно внимательными. Основная сюжетная линия заставляет как минимум пару раз обернуться к соседу с вопросом: «Что происходит?» Может быть, пресловутое клиповое мышление мешает улавливать причинно-следственные связи, а может быть, сценарист слегка переоценил возможности зрителей. Однако самое сомнительное решение создателей ждет вас в конце. Околофантастическая развязка в стиле deus ex machina в детективном военном фильме может вызвать либо искреннее недоумение, либо неконтролиремое ликование (в зависимости от ваших способностей к эмпатии). Это тот случай, когда мажорная нота, которой обычно заканчиваются современные военные фильмы, дисгармонирует с основной тональностью картины.
«Три дня до весны» — очередная попытка поддержать патриотический дух, напомнить о вечных ценностях. Попытка в этот раз хороша тем, что в ней тот пресловутый месседж о великой нации, прошедшей через ужасы войны, вполне ненавязчив. Это фильм, созданный с душой, с искренним стремлением к чему-то светлому и прекрасному. И все равно, что детали выдают искусственность картины. Все равно, что несколько разных идей будто конкурируют и перебивают друг друга, сбивая с толку зрителя. Это фильм-подарок к Дню Победы, а дареному коню, как говорится, в зубы не смотрят.
Благодарим портал «Киноафиша» и киностудию «Ленфильм» за организацию пресс-показа в Санкт-Петербурге.