КИНО-ПАНК

Если это драма – то скучная, если ужасы – то нестрашные: блёклая российская «Тварь»

В кинотеатрах вышел российский хоррор-фильм с многозначительным названием «Тварь». Мария Михайлова объясняет, почему попытки создателей сделать из ужастика интеллектуальное кино оказались провальными.

Несколько лет назад Полина и Игорь Беловы потеряли единственного сына, Ваню. Чтобы окончательно справиться с горем, они едут в христианский приют, чтобы усыновить ребенка. Но домой они увозят не кого-то из приютский детей, а странного, диковатого мальчика, которого Полина называет Ваней – так же, как и своего сына. Но вскоре обнаруживается, что приемыш пары не ребенок – да и человеком назвать его нельзя.

Кадр из фильма «Тварь»

Кадр из фильма «Тварь»

«Тварь» получился крайне странным и вместе с тем предсказуемым фильмом. По всей видимости, режиссер хотела вложить в картину слишком многое из области семейной драмы, попытавшись оставить хоррор-содержание. Но в итоге ей не удалось ни того, ни другого, а конечный результат потерял все напряжение, которое является основой жанра, при этом не получив внятного драматического наполнения.

Кадр из фильма «Тварь»

Кадр из фильма «Тварь»

Фильм очень старается поговорить со зрителем на тему семейных взаимоотношений, эгоистичной привязанности к прошлому и, в том числе, и к детям, которые растут и меняются слишком быстро, чтобы попадать в тот комплекс ожиданий, который на него возлагают родители. Режиссер старается посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, фокусируясь то на отце, то на матери, а затем снова переходя к отцу. При этом и сами герои слишком внезапно переходят из одного состояния в другое, меняют образ мыслей и точку зрения, а отношение (особенно Полины) к ребенку близко к истеричному: то это всеобъемлющая любовь, то жуткий страх и ненависть. В итоге зритель просто мечется между персонажами, едва успевая понять, что с кем происходит. Картина не дает аудитории сосредоточиться, потому что в ней два главных героя, которых пытаются сделать равнозначными, уделить каждому из них достаточно внимания. К концу повествование немного выравнивается: разгадывая тайну «твари», линии героев идейно сливаются в одну и выясняется, что у их поступков и желаний, оказывается, одно начало – неумение принять смерть и время. Но к моменту, когда это происходит, зритель окончательно теряется и, даже получив ответ на главный вопрос картины, продолжает сомневаться, не пропустил ли что-то важное – просто потому, что все идейные запросы в фильме озвучены невнятно и вразнобой.

Кадр из фильма «Тварь»

Кадр из фильма «Тварь»

Но огорчает больше всего то, что в погоне за смысловой составляющей можно окончательно забыть, что речь здесь идет не о семейно-социальной драме, а о хорроре. Фильм как будто и сам лишь изредка вспоминает, что зритель, вообще-то, должен быть напуган, и второпях начинает сбрасывать на него ворох стандартных приемов: скрип половицы, пугающая музыка, темное помещение, скример. Даже сами актеры как будто ленятся лишний раз испугаться или вскрикнуть. В кино напряжение не растет вовсе, оно как будто заморожено — то есть зритель, что в начале, что в конце картины будет одинаково ощущать происходящее и не будет испытывать то самое, с каждой минутой возрастающее чувство тревоги, каноничное для любого хоррора. Создатели картины, похоже, вполне сознательно отрицают какие-либо каноны и правила, стремясь создать что-то своеобразное, авторское. Но, в итоге не вписываясь ни в один из заявленных жанров, на свет появляется фильм-невнятица, в котором не удается ни серьезно поговорить на важные темы, ни просто пощекотать нервы.

Кадр из фильма «Тварь»

Кадр из фильма «Тварь»

При всей нескладности драматургии в сценарии, кое-что «Твари» удалось хорошо: создание атмосферы и запоминающегося визуала. Приятно видеть, что фильм не перебарщивает ни с урбанистической тематикой, ни с классическим для ужастиков «старинным замком в лесу». Красивая картинка, приятные статичные кадры, органичное музыкальное сопровождение – если не вдумываться в содержание, кино получилось качественным. Правда, и здесь впечатление сильно портит один элемент – качество компьютерной графики. Звериные прыжки и метаморфозы ребенка выглядят настолько нелепо и нереалистично, что смешат, а не пугают. Если бы фильм обошелся без них, он выглядел бы более стильно и сдержанно – что только пошло бы ему на пользу.

Так, фильм «Тварь» можно охарактеризовать всего одним словом – «перемудрили». Что обидно, ведь при сравнительно свежих идеях и подходе к съемкам на экраны могло бы выйти нечто впечатляющее, а не итоговая мешанина стилей и образов.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018