КИНО-ПАНК

Убийством карьеру не испортишь: «Идеальная ложь»

Если твой любимый человек вдруг совершил убийство, можно поступить по-разному. Помочь, сокрыть преступление, или… использовать компромат в собственных целях. О том, какой путь выбрала молодая французская пара, рассказывает фильм «Идеальная ложь». А Мария Михайлова разбирается, чем захватывает и удерживает внимание эта картина с легкой интригой и несложным сюжетом.

«Идеальная ложь», действительно, не событийное кино. Оно даже банально: пара начинающих амбициозных политиков попадает в передрягу, и девушка случайно убивает человека. Что делать? Они решают все скрыть. После этого их совместной жизни приходит конец, оба с годами делают головокружительную карьеру и вдруг встречаются по разные стороны политических баррикад. Припомнив пару похожих фильмов, можно без труда догадаться, по какому руслу пойдут дальнейшие события. Можно даже предугадать концовку, но отрываться от экрана отчего-то не хочется. Почему?

Кадр из фильма «Идеальная ложь»

Кадр из фильма «Идеальная ложь»

Наверное, потому, что «Идеальная ложь» берет не новизной, а качеством. Это тот случай, когда внутренний саспенс компенсирует вялость повествования. Выбор избитого мотива почти провокация: «Смотрите, как много можно сделать на такой простой теме!». И действительно, картина снята добротно и по уму – настолько, что от ощущения дежавю легко отмахнуться.

Первую, и главную роль в создании такого впечатления сыграли психологические портреты персонажей. Их глубина и проработка позволяют отойти от привычных шаблонов и ускользнуть от концепции «протагонист-антагонист». Почти все характеры в фильме серые, но в смысле морали, а не безликости, что позволяет немного поиграть со зрителем. Так, в завязке фильма подкупает искренность и живой ум Мадлен, ее пробивной характер – и сила привычки заставляет отдать ей роль «хорошего главного героя». Но розовые очки быстро спадают. Когда героиня встречается с отцом, наружу выходят эгоизм, резкость, циничность. Эти противоречия сыграны Ребеккой Мардер так, что зритель теряется: а стоит ли сочувствовать героине? Точного ответа нет, и это именно то, что заставляет смотреть фильм дальше, игнорируя сюжетную простоту.

Кадр из фильма «Идеальная ложь»

Кадр из фильма «Идеальная ложь»

Чуть более однозначным на экране предстает Антуан – возлюбленный Мадлен. Он трусоват, избалован и мстителен. И все-таки не карикатурен. Бенжамен Лаверн, недавно показавший себя в «Жанне Дюбарри», здесь работает интереснее и эффективнее. За не такое уж большое экранное время (все-таки основное внимание отдано Мадлен) он успевает создать о своем персонаже впечатление жалости, отвращения и сочувствия. И заставляет сравнить – а так ли уж сам зритель далек от этого неприятного типажа?

Конечно, политическая подтема фильма не просто так становится фоном для происходящего. «Подковерные» игры, амбиции и лозунги отлично подсвечивают пороки героев. Оба они выбрали левое движение и продвигают идеи по защите рабочих. Но высокое происхождение Антуана не вяжется с его пролетарскими взглядами и потому отдает фальшью. А Мадлен, продвигающая идеи социальной ответственности, сама же им не следует, скрывая улики своего преступления. Кажется, в обоих героях в равной степени развито лицемерие.

Кадр из фильма «Идеальная ложь»

Кадр из фильма «Идеальная ложь»

Если бы не блестящая актерская игра вместе с неочевидностью мотивов и характеров, этот фильм мог бы стать высказыванием о том, как игры в политику портят людей. Но, к счастью, картина избегает назидательного тона и предоставляет зрителю сделать выводы самостоятельно. Чтобы можно было совместить размышление и наблюдение за развитием событий, здесь выбран спокойный темп – никаких скачущих сцен и обрывистых диалогов. Напряжение нарастает медленно. Впрочем, иногда слишком медленно: обилие информации о работе партий, цифр и терминов путает и снижает градус эмоций. Чтобы разобраться в хитросплетениях политической игры, нужно отвлекаться от основного конфликта и погружаться в новый. Создается впечатление, что эту часть диалогов писал не сценарист, а уставший политолог, для которого формализм важнее смысла – даже если его не поймет зритель.

С детализацией у картины вообще сложились интересные отношения. Отчасти в этих нюансах много занудства и пустоты, но добрая половина снята толково и стильно. Здесь нашлось место и маленькому чеховскому ружью, и типичным моментам, которых с нетерпением ждешь даже в самом «негедонистичном» французском фильме. Все-таки это приятная дань традициям: разговоры за едой и вином, анекдот про панаше — пиво с лимонадом, бесконечное курение вопреки всей моде на здоровый образ жизни. В этих деталях много жизни и человечности – того самого, что выделяет французский кинематограф.

«Идеальная ложь» не идеальный фильм. Он не новаторский, не амбициозный и даже не слишком актуальный. Но добротный и качественный, сделанный с уважением к зрителю. Иногда – вот как сейчас – оказывается, что этого вполне достаточно, чтобы получить удовольствие и материал для размышлений.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018