КИНО-ПАНК

Уходим, уходим, уходим… из зала: «Владивосток»

«Владивосток» — такое претенциозное название получила картина не о жизни на Дальнем Востоке, не об экономических связях России с Азией и даже не о группе «Мумий тролль». Это романтический фильм, в котором место действия играет не большую роль, чем, например, одежда персонажей. Мария Михайлова посмотрела кино на специальном показе в «Мираж Синема» и рассказывает, почему оно показалось ей странным и претенциозным.

Вообще при просмотре «Владивостока» все время не дает покоя какое-то смешанное чувство: вроде бы идея хороша, и даже что-то новое есть, но реализация буквально режет глаза и уши, вызывает неприятие вплоть до шока – ну как можно так ужасно снять кино с неплохой фабулой? Видимо, здесь допущена та же ошибка, что и в очень многих российских картинах. Претензия на глубину и значимость сочетается с безвкусицей и банальной ленью съемочной группы. Этой халтурой фильм наполнен на всех уровнях.

Кадр из фильма «Владивосток»

Кадр из фильма «Владивосток»

Завязка сюжета такова: главный герой Виктор сбегает с военной части после того, как случайно стреляет в прапорщика. Так он оказывается во Владивостоке, где разыскивает своего старого друга и просит помочь ему. Там же Виктор встречает девушку Нику и влюбляется в ее непосредственность и отзывчивость. Побег из страны, конечно, раз за разом терпит крах, а с девушкой все оказывается не так просто – знакомство только добавляет парню новых проблем.

Первый, и, наверное, главный минус фильма – его название. Да, не всегда называя картину именем города, нужно рассказывать о самом городе. Но любое упоминание места действий в заголовке просто обязано налагать отпечаток на сюжет – и не мимолетный, а критически значимый. Логично, что такие события, как в фильме, могут произойти только в этом городе, деревне или местечке. Картина «Залечь на дно в Брюгге» обладает универсальным сюжетом, но он становится особенным именно благодаря маленькому бельгийскому городку. Фильм «Нью-Йорк, я люблю тебя» рассказывает узнаваемые истории, но они облекаются в шарм американского мегаполиса. Что говорить о картинах, которые не имеют в названии ничего, кроме имени города, как «Париж»? Но создатели «Владивостока» не просто откинули идею рассказать об одном из самых колоритных городов России – им было лень даже воссоздать атмосферу этого места, подчеркнуть его колорит и уникальность. Объяснить, почему перечисленные события могли произойти только здесь? Зачем? Давайте просто покажем зрителю порт, вид из окна и кусочек местного Арбата. А еще драку на непримечательной улице и погоню по каким-то местным общественным кластерам в темноте – чтобы уж наверняка не показать лишнего. Ни одна из сцен не объясняет, почему эта история могла случиться лишь здесь. Самый колоритный элемент города в фильме – это разваленный притон, где живут интересные маргинальные люди. Но и здесь зрителя проведут лишь мельком, не познакомив ни с одним фактурным персонажем.

Кадр из фильма «Владивосток»

Кадр из фильма «Владивосток»

Вообще с фактурой героев у картины отдельные проблемы. Главный герой невнятный – ни напуганный, ни злой, ни умный, ни безбашенный. По Виктору никак не видно, что он переживает случайное убийство безвинного человека. Откуда у него хватает моральных сил обратить внимание на приставшую к нему девушку с сомнительными манерами? Где он находит в себе место для любви к незнакомке, когда его в любой момент может схватить полиция? Его поведение могло бы быть оправдано если не сценарием, то хорошей актерской игрой, но на это рассчитывать здесь не стоит.

Впрочем, ничто не раздражает сильнее, чем игра героини Ники. По сценарию она должна выглядеть смелой и непосредственной мечтательницей, почти ребенком. А получилась же взбалмошная особа с совершенно пустыми диалогами и ужасной интонацией. Кстати, уровень ее эрудиции должны были показать цитаты из разных фильмов, которые видела Ника. Но сыпет она ими так часто и так бездарно, что так и хочется посоветовать ей никогда больше не смотреть кино.

Кадр из фильма «Владивосток»

Кадр из фильма «Владивосток»

Последний гвоздь в крышку своего же гроба фильм забивает весело и с огоньком. События в картине развиваются крайне нелогично, из-за чего постоянно возникают вопросы: почему Виктор забыл об осторожности, зачем Ника ему помогает, что у нее случилось с предыдущим ухажером и как вообще полиция искала Виктора, если он сам приходил в полицейский участок и не вызвал подозрений при записи? Это только малая часть вопросов к логике сюжета, к сценарным дырам, провалам в мотивации и другим техническим и сценарным моментам. Интересно то, что авторы фильма, прекрасно осознавая свой провал, решили не исправлять недочеты, а оправдаться. Выглядит это крайне забавно: в конце картины рассказчик (он же друг Виктора) спрашивает у попутчика, получится ли из этой истории сделать сценарий, на что получает справедливую критику: много неточностей, допущений, недочетов. И отвечает так: зрителю нужно понятное кино с закрытой концовкой, а нелинейная и нелогичная жизнь его совсем не интересует.

Вот так во «Владивостоке» обесценили любую критику, оставили зрителя со всем его недоумением наедине и спокойно выпустили картину в прокат с посылом «художника обидеть может каждый». Вот только законы логики и драматургии созданы не для того, чтобы обласкать тупеющий зрительский мозг, а для того, чтобы донести авторскую мысль в потенциально доступной форме. Для того, чтобы сделать произведение красивым, чувственным, эмоциональным. Для того, чтобы заставить сопереживать героям, видеть на их месте себя, вызвать размышления. В данном же случае формы нет, как ее ни расшифровывай – да и сложным постмодерном тут не пахнет. А там, где нет структуры, нет и мысли – один несвязный кисель и претензии.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018