Кино-панк

На тебя никто не ставит: «Ультрас»

Италия – это не только пандемия и карантин. На Netflix выпущена итальянская картина «Ультрас», рассказывающая о радикальной фанатской группировке из Неаполя. Мария Михайлова рассказывает, почему этот фильм будет интересен не только футбольным болельщикам.

В центре событий – история выдуманной (но теоретически – вполне реальной) группировке «Апачи». Фанаты поддерживают футбольный клуб «Наполи» (на этот раз — действительно существующий) радикальными и не всегда законными средствами: кидают файеры в болельщиков противника, устраивают потасовки, которые в некоторых случаях даже заканчиваются поножовщиной. В одной из подобных драк гибнет брат Анджело, юного участника группы. Парень и сам находится в постоянной опасности, поэтому его берет под свое крыло Сандро по прозвищу «Могиканин», своего рода «старейшина Апачи», бывший член группы, к которому прислушиваются остальные. Сандро лишен возможности активно участвовать в делах братства – за ним следит полиция, его не пускают на матчи – но он по-прежнему руководит и направляет «Апачи». В последнее время Могиканин все больше стремится отдалиться от прежних дел. Его беспокоит судьба Анджело, его начинает раздражать неуемная агрессия группировки, в конце концов, он влюбляется в женщину и хочет проводить с ней время. Но «кодекс дружбы», который связывает его с Апачи, не позволяет Сандро уйти на покой. Герой мучается, пытается найти равновесие между преданностью группировке и стремлением начать новую жизнь.

За этими метаниями главного героя и предстоит наблюдать зрителю. «Ультрас» — картина не только о футболе, или, вернее сказать, совсем не о нем. Создатели почти напрочь откидывают идею рассмотреть фанатскую радикальную группировку сквозь призму спорта и сосредотачиваются на совершенно ином. В картине речь идет в первую очередь о гласных и негласных законах, которые поддерживают целостность любой подобной группы: строго выстроенная иерархия, внутреннее понятие чести, дружбы, обязанности и, самое главное, очень строгое разделение на «своих» и «чужих». У «Апачи» это разделение особенно ощутимо, и в этом, возможно, кроется главная причина их радикальности: они делят людей на друзей и врагов, с ними можно быть либо целиком, либо быть для них никем. Когда становится понятно, что Сандро «теряет хватку», в группе сразу же начинает назревать революция. Главный герой же тем временем понимает, что не может усидеть на двух стульях: с одной стороны на кону его авторитет и, возможно, даже безопасность, а с другой – мечты о спокойной и счастливой жизни. В этой довольно простой фабуле и заключается весь сюжет картины, поэтому, как ни странно, криминальную драму «Ультрас» нет смысла смотреть из-за истории – ведь ее, фактически, в фильме и нет.

Кадр из фильма «Ультрас»

Кадр из фильма «Ультрас»

Но режиссеру картины – дебютанту Франческо Леттьери – удалось сделать совершенно другое. Из жанра, предполагающего динамичный рассказ о маргинальных ячейках общества, он сделал почти медитативное наблюдение за человеческой жизнью и городом. Фильм изобилует видами Неаполя, лишенными глянцевых «открыточных» ракурсов, но яркими и очень гармоничными. Заметно, что оператор говорит о городе с большой любовью. Полуразрушенные, но действующие церкви, обшарпанные дома – в данном случае пейзаж выполняет весомую функцию, подсказывая зрителю идею о нерушимости семьи и традиций, которая так характерна для южноитальянцев, которая не исчезает, даже если мир вокруг или даже сам человек (такой как Сандро) неизбежно меняется. Не забывает режиссер поговорить и о еде – у Сандро, конечно же, есть свой проверенный рецепт пасты, даже если вместе с молодым Анджело он иногда ест кебаб из вагончика. В подобных мелочах угадывается, что Леттьери хотел сделать кино не о футболе и даже не о криминальном мире Неаполя, а о своей стране, которая застряла на распутье между европейской культурой и собственными традициями – точно так же как главный герой не может выбрать между личным счастьем и успехом группы, которая воспитала его и нуждается в его руководстве. Вряд ли в «Ультрас» можно найти политические рассуждения, но размышления гражданина о городе и стране, в которой он живет – наверняка.

Кадр из фильма «Ультрас»

Кадр из фильма «Ультрас»

Отдельный элемент, который делает фильм уникальным – актерская игра. Все роли исполнены с большим желанием и энтузиазмом, но особое внимание привлекает исполнитель главной роли Аньелло Арена. Этот актер – пожизненно заключенный мафиози, виновный в том числе за смерть троих человек. Играть Аньелло начал в тюрьме, во внутренней театральной труппе, и добился таких успехов, что был замечен и начал играть в кино. Его актерский талант многократно отмечался критиками, что позволило актеру добиться частичного освобождения: например, его отпускают из места заключения на съемки. Аньелло – одна из лучших режиссерских находок. Наверное, никто не способен сыграть радикального, закаленного, но стареющего полубандита, вынужденно живущего по законам стаи, лучше, чем он. Именно игра Аньелло Арена делает «Ультрас» удачным, глубоким фильмом, намного более универсальным, чем может показаться зрителю вначале.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018