Кино-панк

Скандинавские Боги в грязном трактире: «Вальгалла: Рагнарёк»

На экраны выходит картина «Вальгалла: Рагнарек»: по замыслу авторов она должна осмыслить одни из ключевых мифов скандинавского эпоса. Мария Михайлова разбирается, почему у создателей не получилось показать зрителю осмысленную и красивую северную сказку.

Начало истории рассказано плавно и гармонично. В дом бедных крестьян приходят два бога – Тор и Локи, которым нравится общение со смертными людьми. Всю ночь они пируют с семьей и рассказывают истории, а Локи хитростью забирает крестьянского сына в слуги. За мальчиком увязывается и его сестра, которая всю жизнь мечтала увидеть что-то большее, чем отчий дом. Так двое юных смертных оказываются в Вальгалле и невольно становятся участниками больших событий в мире богов. Но, к сожалению, как только заканчивается вступительная часть, становится ясно, что фильм все больше удаляется от скандинавской мифологии и становится похож на усредненное, ничем не примечательное фэнтези.

Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарек»

Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарек»

Прежде всего, приводит в смущение тот факт, что главными героями истории становятся именно смертные дети, а не Тор, Локи или кто-либо другой из богов. Такое развитие событий совершенно не свойственно скандинавской мифологии, где во всех ключевых историях и сражениях могут принимать участие только боги или полубоги. «Вальгалла: Рагнарек» не просто допускает художественную вольность, а полностью разрушает один из основополагающих канонов скандинавской мифологии в угоду довольно банальной идее о том, что даже смертный способен вершить великие дела. Истории о том, как простой человек может стать подобным богам и взять судьбу мира в свои руки, обыгрывают в кинематографе достаточно часто – и местами эта мысль и ее подача действительно могут быть уместными. Но в картине, которая поставила своей базой именно скандинавский эпос, подобные условности становятся критическими ошибками. Зритель просто не понимает, что ему хотят показать – фильм ни рассказывает самостоятельную историю с принципиально новым миром, ни следует хотя бы базовым законам уже существующих мифов.

Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарек»

Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарек»

Но авторы кино не остановились на том, что сделали главными действующими лицами обычных людей. Само название картины не соответствует ни сюжету, ни смыслу, который был заложен в итоговый результат. Два слова, из которых состоит имя фильма – «Вальгалла: Рагнарек» четко указывают, во-первых, на основное место действия – Вальгаллу (иначе говоря, дворец богов), а во-вторых, на главное событие – Рагнарек (конец света, последняя битва и смерть богов). Но фильм не делает Вальгаллу центральным местом сюжета: всего ей уделено не больше 30 процентов от всего хронометража. Большая часть событий разворачивается в лесу, на территории великанов (чей рост, почему-то, совершенно не отличается от человеческого). Рагнарек же в картине и вовсе не случается. Фенрир – волк, который, согласно мифу, должен проглотить солнце и спровоцировать последнюю битву между богами и великанами, в фильме оказывается не «врагом богов», а вполне дружелюбным зверем, который даже сражается на стороне добра – стоит только приручить его. События же, которые разворачиваются в картине, никак не соответствуют ни одному из известных скандинавских мифов о Рагнареке. Девочка Ресква, главная героиня фильма, вдруг узнает, что она «дитя света». О таком персонаже – смертном, у которого вдруг просыпаются божественные способности — также не упоминается нигде в скандинавском эпосе.

Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарек»

Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарек»

Даже с визуальной точки зрения картина не соответствует канонам мифологии, на которой, казалось бы, основывается. Вальгалла, например, похожа не на священное, торжественное и внушающее восхищение и ужас место, а на плохо освещенную каменную темницу или на не слишком чистый трактир. Скорее всего, авторы желали сделать свою работу более натуралистичной, подчеркнуть антураж средневековья и более раннего времени – но в попытке угнаться за реализмом они совсем забыли о том, что снимают сказку, в которой, наоборот, важнее показать волшебство и магию места.

Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарек»

Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарек»

«Вальгалла: Рагнарек» — фильм, который, даже несмотря на удачное начало, способен вызвать у зрителя только недоумение. Даже тот, кто не разбирается в скандинавской мифологии, увидит серьезные огрехи картины: нелогичное развитие сюжета, несоответствие названия содержанию, странный подход к съемкам и визуальной стороне фильма. Непонятно, почему создатели картины решили позволить себе столь далеко отойти от первоисточника и так смело взялись за переделку мифологии и добавлении собственных (далеко не всегда оправданных) элементов. Возникает подозрение, что авторам хотелось привлечь как можно больше зрителей к своей работе, и потому они назвали новый фильм почти так же, как другой, снятый в Голливуде «Тор: Рагнарек», не сильно заботясь о том, что имя картины не будет соответствовать ее содержанию. Неизвестно, сработает ли этот ход, но после просмотра эффект будет один: зритель почувствует себя обманутым.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018