КИНО-ПАНК

Воробей с одесским акцентом: «Бендер: Начало»

Книги Ильфа и Петрова – национальное достояние, любимое многими поколениями читателей. Фильмы, снятые по книгам Ильфа и Петрова – достойное киновоплощение отличной литературы. Но вдруг появился приквел «Бендер: Начало» – про юность Остапа Бендера и его легендарного отца. Мария Михайлова рассказывает, чем обернулся этот эксперимент.

Переигрывать классику литературы в кино, добавляя к ней новые подробности – не новое занятие, и у российского кино такой опыт есть. В частности, он имеется у продюсерской компании Александра Цекало, которая и произвела «Бендера» — на память сразу приходит довольно успешная и неплохо снятая франшиза про Гоголя, который оказывается в мире, населенном персонажами его будущих книг. Это был довольно смелый, но тщательно спланированный и аккуратный эксперимент, и даже несмотря на некоторые технические ошибки и сомнительные сценарные решения, он получился приятным для глаза, легким и увлекательным. «Бендер» решил пойти по тому же пути – но вот получилось ли войти в одну реку дважды?

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Первое, что зритель видит на экране – прозрачная, даже немного безыскусная пародия на «Пиратов Карибского моря». Сергей Безруков в роли Джека Воробья, то есть, Ибрагима Бендера – классический «пикаро»: плут, мошенник и обаятельный циник. У него такая же любовь к побрякушкам и украшениям, ловкость и проворство, пара закадычных врагов в запасе и удивительное везение. Знакомство с героем начинается тоже в духе «Пиратов» — вот Ибрагим попался в руки разгневанной толпы и ловко выбирается на свободу, несмотря на погоду. Вот только Джек Воробей попался не столько за свое преступление, сколько за благородный поступок – спасение дамы. Именно это заставляет сопереживать герою, поддаваться на его очарование. Ибрагим Бендер же буквально не совершает ни одного благородного поступка. Лишь один раз он спасает Остапа от гибели, и то, наверняка, с корыстью – в одиночку добывать дорогой жезл намного сложнее и опаснее. Что же касается подражания «Пиратам Карибского моря», то даже основной музыкальный мотив фильма напоминает главную тему франшизы, вот только получился он не таким запоминающимся.

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Впрочем, если не обращать внимания на очевидные сравнения, сюжет получился складным и легким, в духе приключенческого кино. Мотивация героев проста и понятна, она не сбивается неожиданными поворотами и «роялями из кустов», Безруков без труда завершает образ плута Ибрагима, а Остап, которого играет талантливый молодой актер Арам Вардеванян, только начинает свою закалку приключениями. Продюсерская группа Цекало не превратила предысторию о Бендере в кошмар, от которого Ильф и Петров бы содрогнулись. Но без излишеств все же не обошлось. В фильме присутствуют две странные любовные линии: в одной Остап признается в любви и предлагает уехать из страны девушке, с которой знаком 5 минут, а вторая начинается с эротической сцены (знакомству на тот момент тоже было не более нескольких минут). Даже про самого пылкого юношу нельзя предположить, что его влечение к женщинам так неразборчиво и неудержимо. Кроме того, обе линии должны получить продолжение в следующей части фильма. Да, по заветам «Гоголя», фильм про «Бендера» тоже превратится во франшизу. Предыдущий опыт оказался успешным, но здесь пугают сроки: продолжение выйдет уже через месяц. Это сомнительно и с точки зрения качества, и с точки зрения смысла – вряд ли зритель, избалованный прочими новинками, успеет соскучиться по «Бендеру» за столь короткий срок.

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Но если сюжет картины в целом вышел логичным, то техническая сторона не так удачна. Неуместная любовь к слоумо, дракам и погоням рушит очарование фильма. Хотелось бы увидеть чуть больше внятных диалогов и медленных кадров, размеренности и выдержанности. Даже в приключенческом кино таких моментов должно быть достаточно. А надежды на то, что в следующих частях фильм станет логичнее и спокойнее, мало: уж слишком много новых героев вводится в повествование и слишком много линий нуждаются в доработке.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018