Книги Ильфа и Петрова – национальное достояние, любимое многими поколениями читателей. Фильмы, снятые по книгам Ильфа и Петрова – достойное киновоплощение отличной литературы. Но вдруг появился приквел «Бендер: Начало» – про юность Остапа Бендера и его легендарного отца. Мария Михайлова рассказывает, чем обернулся этот эксперимент.
Переигрывать классику литературы в кино, добавляя к ней новые подробности – не новое занятие, и у российского кино такой опыт есть. В частности, он имеется у продюсерской компании Александра Цекало, которая и произвела «Бендера» — на память сразу приходит довольно успешная и неплохо снятая франшиза про Гоголя, который оказывается в мире, населенном персонажами его будущих книг. Это был довольно смелый, но тщательно спланированный и аккуратный эксперимент, и даже несмотря на некоторые технические ошибки и сомнительные сценарные решения, он получился приятным для глаза, легким и увлекательным. «Бендер» решил пойти по тому же пути – но вот получилось ли войти в одну реку дважды?
Первое, что зритель видит на экране – прозрачная, даже немного безыскусная пародия на «Пиратов Карибского моря». Сергей Безруков в роли Джека Воробья, то есть, Ибрагима Бендера – классический «пикаро»: плут, мошенник и обаятельный циник. У него такая же любовь к побрякушкам и украшениям, ловкость и проворство, пара закадычных врагов в запасе и удивительное везение. Знакомство с героем начинается тоже в духе «Пиратов» — вот Ибрагим попался в руки разгневанной толпы и ловко выбирается на свободу, несмотря на погоду. Вот только Джек Воробей попался не столько за свое преступление, сколько за благородный поступок – спасение дамы. Именно это заставляет сопереживать герою, поддаваться на его очарование. Ибрагим Бендер же буквально не совершает ни одного благородного поступка. Лишь один раз он спасает Остапа от гибели, и то, наверняка, с корыстью – в одиночку добывать дорогой жезл намного сложнее и опаснее. Что же касается подражания «Пиратам Карибского моря», то даже основной музыкальный мотив фильма напоминает главную тему франшизы, вот только получился он не таким запоминающимся.
Впрочем, если не обращать внимания на очевидные сравнения, сюжет получился складным и легким, в духе приключенческого кино. Мотивация героев проста и понятна, она не сбивается неожиданными поворотами и «роялями из кустов», Безруков без труда завершает образ плута Ибрагима, а Остап, которого играет талантливый молодой актер Арам Вардеванян, только начинает свою закалку приключениями. Продюсерская группа Цекало не превратила предысторию о Бендере в кошмар, от которого Ильф и Петров бы содрогнулись. Но без излишеств все же не обошлось. В фильме присутствуют две странные любовные линии: в одной Остап признается в любви и предлагает уехать из страны девушке, с которой знаком 5 минут, а вторая начинается с эротической сцены (знакомству на тот момент тоже было не более нескольких минут). Даже про самого пылкого юношу нельзя предположить, что его влечение к женщинам так неразборчиво и неудержимо. Кроме того, обе линии должны получить продолжение в следующей части фильма. Да, по заветам «Гоголя», фильм про «Бендера» тоже превратится во франшизу. Предыдущий опыт оказался успешным, но здесь пугают сроки: продолжение выйдет уже через месяц. Это сомнительно и с точки зрения качества, и с точки зрения смысла – вряд ли зритель, избалованный прочими новинками, успеет соскучиться по «Бендеру» за столь короткий срок.
Но если сюжет картины в целом вышел логичным, то техническая сторона не так удачна. Неуместная любовь к слоумо, дракам и погоням рушит очарование фильма. Хотелось бы увидеть чуть больше внятных диалогов и медленных кадров, размеренности и выдержанности. Даже в приключенческом кино таких моментов должно быть достаточно. А надежды на то, что в следующих частях фильм станет логичнее и спокойнее, мало: уж слишком много новых героев вводится в повествование и слишком много линий нуждаются в доработке.