КИНО-ПАНК

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы слушать песни из фильмов бесплатно и без регистрации.

Встретились в поле христианин, язычник и шаман: «Сердце Пармы»

Еще один роман Алексея Иванова экранизировали. На этот раз — историю любви русского князя Михаила и ведьмы-ламии Тиче, выходцев из разных народов, уроженцев совсем непохожих миров. О том, смогла ли экранизация «Сердца Пармы» отразить конфликт иноверцев и мифологию первоисточника, рассказывает Руслан Никитин.

Говорить об экранизации начали еще в 2015 году, а первым режиссёром был назначен Сергей Бодров. С тех пор прошло много времени, Бодрова сменил Антон Мегердичев — автор картин «Метро» и «Движение вверх», а сам фильм застрял в производственном аду и никак не мог дойти до зрителей с начала 2020 года. На 44 Московском кинофестивале фильм наконец-то увидели первые зрители. К сожалению, это не тот случай, когда долгое ожидание оправдалось качеством.

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

Основная часть сюжета строится на конфликте веры: язычников и христиан, князей и шаманов. Такой синопсис подразумевает разнообразие художественного мира, но авторы не погружают в него постепенно и сбалансировано. Зрителя с первых минут бросают в самую гущу событий, выдавая массу разных персонажей, рвано и без логической связки разворачивая важнейшие сюжетные события. Скорее всего, уже на этом месте неподготовленный зритель начнет скучать и терять нить повествования. Дополнительно эту пропасть непонимания расширяет специфичная лексика. «Сердце Пармы» — тот случай, когда дотошно соблюденный художественный мир плохо адаптирован для киноэкрана. То, что можно обстоятельно рассказать в литературном произведении, здесь должно стать понятным за доли секунды — за счет наглядности. Именно эту деталь создатели картины проработали слабо.

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

Та же проблема касается и характеров — большинство из них не проработаны и остались на уровне эскиза, как будто понять их должен лишь тот, кто читал первоисточник. Даже у главной героини Тиче мотивация и действия размыты, и зрителю сложно понять ее инаковость: как вера, традиции, социум сложили ее характер? Лишь Михаил в исполнении Александра Кузнецова станет понятным для широкого зрителя. Его мотивация в этой истории проста: князь не хочет потерять любовь и свой народ из-за политических разногласий.

Сильная сторона фильма — визуал. Картинка, грим, костюмы и антураж впечатляют, их масштабы ощутимы и оправданы. Экшн-сцены изобретательны, и в фильме их достаточно, чтобы хоть немного отвлечь зрителя эффектными баталиями.

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

«Сердце Пармы» оставляет смешанные впечатления: на фоне неясного бекграунда здесь разворачиваются визуально красочные сцены, на теме фольклорно-религиозной тематики базируется аттракцион для зрителя, любящего экшен. Антон Мегердичев снял кино далеко не для широкой аудитории, и только те, кто читал роман Алексея Иванова, разберутся в том, что происходит на экране. Но неподготовленный зритель вряд ли оценит медленное, немного рваное повествование и слабую драматургию. Авторы искренне пытались создать большую, драматичную и мрачную историю, но не смогли вписать объемный роман в рамки полного метра.

© 2014-2022 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018