Представим государство, которым управляет сумасшедший, уставший от жизни, но властолюбивый человечек. Он устраивает охоту на журналистов, уничтожает политических оппонентов, создает специализированную полицию и постоянно твердит о внешней угрозе. Чего же он добьётся? Какой ответ получит от загнанного в безысходность общества? Александр Николаенко рассказывает о фильме Оливера Хиршбигеля «Взорвать Гитлера».
Оливер Хиршбигель в России известен широко. В 90-х «Комиссар Рекс», в начале 2000-х «Бункер», в конце 2000-х интернет-мемы про «Бункер». После длительного творческого затишья немецкий постановщик вновь вернулся к теме, посвященной третьему рейху. История о том, как простой столяр Иоганн Эльзер смастерил мощную бомбу со сложным механическим таймером, никогда не была популярной, потому что достоверной информации об этом эпизоде в открытых источниках еще не появлялось. Тем не менее, Хиршбигель со свойственной немцам дотошностью обогнул препятствия в виде грифов с надписью «совершенно секретно» и выстроил на экране достоверную картинку о подготовке покушения на фюрера и о расследовании, проведенном командованием СС. Стоит отметить, что эпизоды личной жизни протагониста вымышлены группой драматургов, но ведь художник имеет право подмешивать новые цвета на свой вкус.
Если говорить о внутренней составляющей фильма, то она проста. Появился человек, который понял, что страной руководит зло и попытался спасти весь немецкий народ одним взрывом. Ничего не вышло, погибли невинные люди. Эльзера схватили. Шило под ногти, свет в глаза, плеть по спине. Зачем такое показывать? Ничего нового и интересного в фашистской диктатуре нет. Однако мужество, честность и вера в светлое будущее – темы нестареющие. Личность – ядро картины, все остальное – яркие и реалистичные декорации. Хиршбигель моделирует политическую борьбу многопартийной Германии на нескольких крошечных локациях, в основном в деревне Хермаринген. Тупоголовые штурмовики, мямли коммунисты, накаляющий атмосферу антисемитизм и, конечно, удивительно точно воссозданный «Бюргербройкеллер» в сердце Мюнхена.
Забавно, что тридцатишестилетнего Кристиана Фриделя в критических отзывах обзывают молодым актером. Не менее забавно, что Катерина Шюттлер в очередной раз выступает в амплуа проститутки. Но это мелочи. В целом, «Взорвать Гитлера» — простое крепкое кино без спецэффектов и громких фраз. Фюрера может убить только фюрер.