Кино-панк

Я на поездах проехал два экватора и Волгу: «Купе номер 6»

В этом году Гран-При в Каннах взял русский фильм, снятый финским режиссером. Юхо Куосманен сделал не столько колоритное road movie, сколько теплую и светло-грустную историю о любви и одиночестве. О том, как «Купе №6» разбило стену между двумя непохожими соседями (и речь не только о попутчиках в поезде), рассказывает Мария Михайлова.

Наверное, количество финских шуток о русских уступает только количеству русских шуток о финнах. Несмотря на соседство стран, мы слишком сильно отличаемся друг от друга: языками, темпераментом, взглядами. Поэтому неудивительно то опасение, с которым начинаешь смотреть финский фильм про Россию – невольно опасаешься стереотипных сравнений и глупых анекдотов, такой вот картины «глазами иностранца».

Кадр из фильма «Купе номер 6»

Кадр из фильма «Купе номер 6»

Поначалу кажется, что опасения вот-вот сбудутся. Когда свободная, прогрессивная финка, влюбленная в богемную московскую девушку, вдруг встречается с быдловатым шахтером Лехой, кажется, что перед нами сравнение — конечно, не в пользу русского малограмотного грубияна. Но вдруг герои начинают раскрываться, и выясняется, что на них висели те самые стереотипные маски, которые сам зритель готов был в них принять.

Кадр из фильма «Купе номер 6»

Кадр из фильма «Купе номер 6»

Раскрытие персонажей происходит через диалоги – наверное, сильнейшую сторону фильма. Нет никаких философствований или сокровенных разговоров со случайным попутчиком. Картина избавилась от лишней романтизации поездок в поезде, вскрывая все неудобства и неловкости. Потому и диалоги стали такими искренними и настоящими, такими знакомыми каждому, кто хоть раз путешествовал один. Простые реплики, естественные реакции и удивительно переданный момент той самой «притирки», когда люди вдруг начинают понимать друг друга – вот что создает магию «Купе №6». Всего полдня в пути, и перед нами не амбициозная исследовательница, а сбегающая от самой себя, грустная девушка. Пьяные приставания и оскорбления вдруг перестают вызывать омерзение, ведь за ними – детская обида и подавленный гнев на свою судьбу. Герои вдруг ясно видят, что их вселенское одиночество, ничем не побежденное, незаметно тает, пока они находятся в маленьком купе посреди снегов Севера. Юхо Куосманен отлично уловил эту красоту момента и показал, как плоские, всем известные плоские образы превращаются в живых людей.

Кадр из фильма «Купе номер 6»

Кадр из фильма «Купе номер 6»

Без игры на стереотипах тут тоже не обошлось. Загляни в гараж – и тебе подарят самогон, попроси мужиков «по-братски» — и тебя даже в штормовую погоду отвезут в море, выпей водки с милой бабушкой – и узнай, что она профессор по статистике. Вот вроде бы и не совсем банальные, но все же знакомые нам правила жизни, особенно актуальные в 90-е (примерно в эти годы и происходит действие фильма). Эти отрывки веселят и подкрашивают сценарий, но не раздражают, хотя могли бы. Все дело в той самой искренности.

Кадр из фильма «Купе номер 6»

Кадр из фильма «Купе номер 6»

Для чего Юхо Куосманен снял это кино? Возможно, желал показать, как сближаются два наших северных мира, как они похожи, несмотря ни на что. Возможно, при этом же хотел развить тему одиночества, которое растворяется только в движении. А может, просто решил показать, как люди влюбляются – по-настоящему, без клише и игр в «хорошего-плохого». Но пока идут размышления над сценарием, глаз смотрит на операторскую работу Яни-Петтери Пасси. Его талант – в умении передавать маленькие пространства так хорошо, что сам начинаешь чувствовать тесноту и духоту купе, щуриться в полумраке вагона, ловить глазами вьюгу за окном. Мрак и ощущение тесноты (отсылка к внутренним мирам главных героев) постепенно вытесняются белоснежными равнинами, безграничными просторами и завораживающими ландшафтами Мурманска. Визуальная подача картины лишена мудрствований, все метафоры здесь легко читаются и хорошо ощущаются – настолько хорошо, что даже не приходится думать (что, возможно, даже становится недостатком съемки).

Актерская работа Юры Борисова, которая еще с «Быка» не подлежит ни тени сомнения, а также Сейди Хаарла, играющей храбро и талантливо – еще один плюс в копилку фильма. Про то, что «Купе №6» (а есть ли здесь отсылка к повести Чехова?) – хорошее кино, говорить больше нет смысла. Остается только подождать и проверить, как надолго эта теплая и добрая русско-финская картина останется в душах зрителей.

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018