Кино-панк

Поворот не туда в погоне за славой: «Ярды»

«Ярды» — дебютная работа режиссера Андрея Корытко, — рассказывает зрителю историю молодого рэпера, который хочет прорваться к музыкальной вершине, но сталкивается с большими, хоть и примитивными трудностями. Мария Михайлова рассказывает, удалось ли картине показать нечто большее, чем банальную историю успеха.

С первых минут просмотра зрителя с головой погружают в специфическую атмосферу музыкального продакшена. И, поскольку в фильме идет речь именно о рэп-культуре, каждый кадр изобилует ее атрибутами. Все, начиная со сленга («бро», «замазал», «изи мани») и заканчивая одеждой героев, знакомит аудиторию с этим музыкальным сегментом. Здесь уже начинает чувствоваться некоторая авторская неопытность: рэперская тусовка выглядит в фильме излишне стереотипной, шаблонной, как будто вся атмосфера выписана по временам двадцатилетней давности, когда рэп только пришел в Россию и поначалу выглядел отдельной субкультурой. Из-за невнимания к деталям «вылетает» общая фабула, формирующая зрительское отношение к рэпу. Поклонникам этой музыки станет обидно за то, что предмет их интереса показан так топорно, а непосвященный зритель не увидит на экране ничего, что помогло бы ему узнать о рэп-культуре больше, чем самые избитые стереотипы. Это первый и главный недостаток картины Корытко: режиссер решил снять кино о музыке, но не решился пойти дальше самых поверхностных образов и элементов. Масла в огонь подливает и техническое исполнение фильма. Обилие слоумо, которые должны показать внутренний надрыв персонажа, долгие кадры без диалогов и осмысленных действий, где герой Ярик просто перемещается по городу, размышляя о своей тяжелой жизни – все это выглядит по-детски наивным и попросту скучным. У зрителя даже может сложиться ощущение, что создатели фильма намеренно ограничили себя в количестве используемых визуальных приемов, чтобы не перегружать картину – но в итоге до предела упростили ее.

Кадр из фильма «Ярды»

Кадр из фильма «Ярды»

Но, несмотря на серьезные проблемы с визуализацией, а также передачей атмосферы и деталей, в «Ярдах» определенно есть что-то, что может зацепить аудиторию. В картине с первой минуты заметно, что съемочная команда, как и сами актеры, очень старались сделать историю честной и жизненной. Сюжетно фильм прост и больше всего похож на стандартную схему «истории успеха»: кратковременный взлет, провал, неудачи, поиск своего пути и далее по сценарию. Но в картине заметно большое желание быть честными со зрителем и рассказать правдивую историю. Главный герой Ярик – не картонный супергерой с непогрешимой репутацией, а почти что антигерой, запутавшийся парень. Хорошо показана причинно-следственная связь, вследствие которой Ярослав все глубже погружается в омут бедствий. Сперва его настигает жажда славы и быстрых денег. Потом начинаются бесконечные попытки дотянуться до мечты, которая, кажется, вот-вот – и в руках – но нужно всего лишь немного соврать, чуть-чуть подвинуть близких людей, немножко сподличать. Ярик все больше отдаляется от себя настоящего, покупаясь на купюру, подвязанную на веревочку, которая ускользает перед его носом и постепенно ведет его в западню, из которой будет уже не выбраться.

Кадр из фильма «Ярды»

Кадр из фильма «Ярды»

Именно эта очень честная и действительно жизненная для многих ситуация отличает «Ярды» от многих других шаблонных фильмов, в которых главенствует посыл «just do it». Картина ставит перед зрителем не вопрос силы воли, а проблему невнимания к самому себе, к своим настоящим желаниям, к своей нравственности и совести. Создатели явно не справились с внедрением в картину рэп-культуры (даже «читка» Ярика выглядит не слишком убедительно): возможно, такой контекст фильму и не был нужен. Но в смысловом плане все выглядит искренним и продуманным. Возможно даже, что кто-то из съемочной команды – сценарист или режиссер – перенес на экран что-то знакомое и очень личное, и этим спас картину.

Кадр из фильма «Ярды»

Кадр из фильма «Ярды»

«Ярды» нельзя назвать по-настоящему удачным дебютом: создатели не справились с общей атмосферой, наполнили картину неуместными героями и эпизодами (например, историей с клофелином, или неоправданной и потому почти шокирующей постельной сценой). Но кое-что начинающему режиссеру получилось сделать – он рассказал вполне земную и человеческую историю об амбициозном парне, который свернул не туда в погоне за славой. Если в следующем фильме Андрей Корытко покажет зрителю такую же честную историю и будет тщательнее работать с контекстом – он сможет предложить миру что-то действительно выдающееся.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018