До последней минуты дебютный фильм Михаила Идова «Юморист» кажется тем редким исключением, когда российский кинематографист готов честно и открыто общаться с аудиторией на серьезные животрепещущие темы. Но нескладный башкирский речитатив, наложенный на финальные титры, как оглушительный подзатыльник, выбивает из головы зрителя приятные ощущения. Звенящее эхо доносит: «Прими извинения, приятель, мы здесь деньги делаем».
После уродливой кляксы уже не возникает желания подбирать для материала эпиграф из творчества, упоминаемых героем литераторов: Чехова, Тэффи, Щедрина, достаточного современного и простого: «Никто не расскажет, / что такое свобода, / которая так нужна». Именно удушливое ощущение замкнутого круга пропитывает каждую сцену «Юмориста».
11 месяцев Черненко. Артист разговорного жанра Борис Аркадьев гастролирует по стране с монологом «Бархатный сезон». У него есть новый материал, но нет цензурного разрешения, у него есть жена и двое детей, но нет ощущения достатка. К тому же высокопоставленные поклонники просят каплю внимания, просят об услуге, от которой опасно отказаться.
Анализировать топорную параллель с современностью, конечно, не стоит. Под порывами свежего ветра «Юморист» бы и не появился. Тщательного рассмотрения заслуживают разве что образы элиты в погонах. Роскошен генерал Ясенев, в исполнении Анатолия Котенёва, в его коротком: «Давай, шути», — слышится: «А не то вызову на татами». Беспросветная глупость, безжизненная консервативность – все это седой, квадратнолицый Ясенев. Не менее прелестен Артем Волобуев, играющий Сашу Никонова, не просто готового, но даже не представляющего жизни без танцев под генеральскими каблуками.
В начинающемся 2019 году «Юморист» — уже второй фильм, возникающий под давлением «невыносимой скуки бытия». Первым стал «Завод» Юрия Быкова, с феерической легкостью провалившийся в прокате. Оставаясь до конца честным, Быков вывел на экран своих любимых, но потенциально непопулярных, колхозников в коже и нечаевца. Любимый типаж Михаила Идова станет известен позже, когда появятся второй и третий фильмы, а сейчас очевидно одно — быть честным он не собирается, благоразумно оставляя места для клякс.