150 лет назад молодой целеустремленный ненавистник огрубевшей имперской монархии, Сергей Нечаев, сочинил замечательную брошюрку «Катехизис революционера», в которой ясно обозначил, революционер – человек обреченный. Современный российский режиссер Юрий Быков уже дважды обращался к «Катехизису», дважды выводил на экраны тех, чьи линии должны преломиться в битве за правое дело.
Быков не стреляет по вершинам, он обыгрывает конкретные проблемы, конкретных, замкнутых в системе, людей. Дурак был обречен на смерть, потому что искал справедливость, главный герой «Завода» Седой – тоже, потому что добивался её. Эти фильмы многим похожи: атмосферой, реалистичностью, героями.
Действие «Завода» разворачивается на обанкротившемся предприятии. Заводчане сокращены, зарплаты задержаны, станки остановлены. Не желает мириться с бедственным положением только группа из шести рабочих, под предводительством бывшего спецназовца – Седого. Они берут в плен генерального директора завода, требуя выкуп. Деньги привозит местный ЧОП, но неожиданно появляется ОМОН. Ситуация осложняется, возникают подозрения, что цель захвата заложника была более сложной.
Даже прикованным к мониторам столичным глазом заметно, что режиссер не оторван от жизни. Его провинция романтизирована, сведена до обобщений, но темна и сурова по-настоящему. Художественные образы максимально правдоподобны: полицейские маски, такие, какими и должны быть, бездумными, озлобленными, мнущимися в ожидании приказа; представители ЧОП – живые, колоритные, на тех самых автомобилях, на которых передвигаются все ЧОП страны; главная черта работяг – грубый юмор, без изысков, без показного остроумия.
Широкий прокат в корне оппозиционного «Завода» — лукавый, до мелочей продуманный ход Министерства культуры. Разбросанные по стране практически без маркетинговой компании 519 копий фильма – это глоток либерализма для тех, кто его сумеет почувствовать, для остальных же наштамповано 1456 копий правильной низкой комедии о дружбе с Китаем «Как я стал русским». Эта уловка уже сработала на «отлично» и продолжает работать. Но, как писал Нечаев, большое дело свершается не силами большинства, а для большинства.