КИНО-ПАНК

120 тысяч неуловимых мстителей: «Битва при Чосинском водохранилище»

В рамках 44-го Московского кинофестиваля были показаны две серии китайского пропагандистского боевика «Битва при Чосинском водохранилище». Александр Николаенко рассуждает, получилось ли сделать знаменательный эпос из реального исторического факта о единственной победе Китая над коллективным западом.

Этот материал посвящен только первому фильму, о втором, снятом ещё более нелепо, можно будет прочитать на нашем сайте через несколько дней. События «Водохранилища» разворачиваются в ноябре 1950 года в Корее. Японцы давно изгнаны на собственные острова, Корея разделена на советский (северный) блок и демократический (южный). Внезапно коммунисты нападают на соседей, но получают внушительный отпор и откатываются до собственных границ. На помощь южанам прибывают силы ООН под командованием знаменитого полководца Дугласа Макартура, на помощь северянам – советское оружие и регулярная армия Китая, замаскированная под «китайских народных добровольцев», и вот 26 ноября в сорокаградусный мороз случается лобовое столкновение дракона с белоголовым орланом.

Кадр из фильма «Битва при Чосинском водохранилище»

Кадр из фильма «Битва при Чосинском водохранилище»

Китайская победа достаточно специфична. Напав 120-тысячным войском на 30 тысяч американцев и британцев, китайцы потеряли 48 тысяч солдат убитыми; враг оставил на поле боя 18 тысяч бойцов и отступил. Говоря по-простому, армию ООН засыпали телами, но в фильме, конечно же, всё показано наоборот, каждый китайский воин считает своим долгом истребить минимум 20-30 белых людей. Упрекать художественный фильм в искажении исторических фактов – безумие, но всё-таки китайские постановщики переусердствовали в прославлении своего народа, и эффект от военного кино получился как от совсем уж лёгкой сказочки.

«Водохранилище» смотрится аналогом «Рэмбо 3» (даже есть похожая сцена с танком), «Т-34» с Сашей Петровым (даже есть похожая сцена со снарядами) и «38-й параллели» (даже под чистую украдена сюжетная линия о родных братьях на фронте). Вся эта весёлая компиляция длится больше трёх часов, первый из которых можно проспать, потому что там происходит знакомство с героями, которые позже все перепутаются в пламени битвы. Крайне умилительно показаны американцы, эпизоды с которыми как будто написаны по мотивам баек пьяненького прапорщика. Они постоянно жрут индейку, ходят без шапок в -40 (хотя в фильме абсолютно все не боятся морозов), отдают честь погибшим китайцам и удивлённо приговаривают: «Этот народ непобедим!»

Кадр из фильма «Битва при Чосинском водохранилище»

Кадр из фильма «Битва при Чосинском водохранилище»

Эффект компиляции или, вернее сказать, размётанной по полу мозаики усиливается из-за сваленных в кучу художественных элементов. Плаксивая, незапоминающаяся музыка, как будто бы написана для мелодрамы о несчастных любовниках, истории у костра об убитых товарищах с вывалившимися кишками навевают на мысль – а почему всё время у раненных вываливаются кишки? Разве им не могло оторвать ручку или ножку? Финальный аккорд – заключительная ремарка. Обыкновенно в военных фильмах она суха и лишена эмоций. В ней рассказывается о значении битвы, перечисляются имена или указывается количество погибших. Но «Водохранилище» — особый случай до конца. Финальная ремарка выглядит примерно так: «Великая и непобедимая китайская нация размотала тупых американцев! Попробуйте ещё раз суньтесь!»

Впечатления от «Битвы при Чосинском водохранилище» остаются самые тяжёлые. Китай всеми силами старается занять лидирующее место в мировой экономике и культуре, но начинает движение не с рукопожатий и интернациональных комедий, а с бесчеловечных боевиков, напоминающих, что сила за теми, кого больше.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018