Музыкальный конкурс, талантливая певица, которая таковой себя не считает, выбор между возможным успехом и невозможностью рутины — все это дебютный фильм Кирилла Плетнева «Жги!». На западе, наверное, из этих составляющих сложили бы культовый мюзикл про женщину, поющая вопреки всему и несмотря ни на что. Но Плетнев поступил иначе.
Алевтина — надзирательница в женской тюрьме, она еще в детстве со смертью бабушки потеряла интерес к пению. Но через много лет ее талант вдруг гремит на весь интернет и Алевтину зовут участвовать в телешоу. Помогает подготовиться к выступлению одна из заключенных с консерваторским образованием, которая, естественно, становится для надзирательницы не просто учителем, но и подругой.
Разобраться, что же хотел сказать этим фильмом режиссер, довольно сложно, потому что сказать он пытался очень много и сразу. Восстание настоящей Женщины из пепла бытовухи, коррупция и произвол в тюрьмах, трагическая история любви заключенной, проблема свободы формальной и несвободы личностной, непонимание в семье и отсутствие поддержки близких, страх сделать шаг в сторону лучшей жизни. Это все пытался вобрать в себя один фильм. Получилось в итоге кино без жанра — пафос мюзикла, накал страстей мелодрамы, развязка триллера. И, конечно же, титры — отталкивающе неуместные после трагичной завершающей сцены фильма.
Зачем стоит смотреть этот фильм? Затем, чтобы увидеть в героях что-то про себя самого или соседа по лестничной площадке. Чтобы вспомнить о том, что никогда не поздно начинать. Чтобы понять, что свобода — это не отсутствие решеток на окнах, а возможность и способность делать выбор в пользу себя. В конце концов, чтобы посмотреть на красивую картинку и прекрасную игру Оболдиной.
Этот фильм не понравится тем, кто не любит эстетику провинциальной России, песню Аллы Пугачевой «Старинные часы» и Ольгу Бузову. Последней, кстати, удалось очаровательно плохо сыграть саму себя, что, вероятно, и было задумано.
Несмотря на некоторую скомканность, этот фильм действительно можно назвать достойным внимания. Пусть вас не смущают редкие промахи и перегибы. В отличие от многих примеров современного русского кинематографа, в «Жги!» нет банальности и предсказуемости, зато есть особая целостность и глубина.