КИНО-ПАНК

Жизнь — не гольф, а регби: «Начать сначала»

Давно не было духоподъемных фильмов о нелегкой судьбе русского человека? Пожалуйста, вот еще один: на свет вышла драма с говорящим названием «Начать сначала». Мария Михайлова выяснила, стоит ли картина своего экранного времени.

Спорт и рассказ о жизни в глубинке – две частых режиссерских темы, способных вызвать у зрителя эмоции и сопереживание. В этой картине решили объединить сразу обе, чтобы наверняка. Но слез и оваций так и не дождались: ведь даже самая проверенная тема не способна сделать картину хорошей. В «Начать сначала» не достает ни души, ни техники. Кажется, что она ближе к агитплакату, на котором крупно написано: «Верьте в себя и все получится!»

Кадр из фильма «Начать сначала»

Кадр из фильма «Начать сначала»

Сюжет здесь будто был увиден уже тысячу раз. Стареющий тренер Олег, в прошлом известный и непобедимый, возвращается в родной городок после громкого развода. У него напряженные отношения как с отцом, с которым приходится делить одну крышу, так и с большей частью окружения. Чтобы заниматься хоть чем-то, Олег устраивается в местную школу физруком. Коллеги, обрадованные приездом знаменитости в захолустный город, предлагают составить ученическую команду по регби из старших школьников. Олег соглашается и начинает ковать из детей спортсменов, параллельно разбираясь с последствиями своего прошлого.

Кадр из фильма «Начать сначала»

Кадр из фильма «Начать сначала»

Казалось бы, здесь есть все, что должно поднять боевой дух зрителя. В главном герое узнают себя носители кризиса среднего возраста. В потерявшихся и жестоких детях – подростки из маленьких городов или те, чья юность прошла в непроглядные 90-е. Эту связь цементным раствором должны скрепить воодушевляющие спортивные сцены, притягивающие очевидной динамикой действий (при этом выбор спорта неочевиден – причем тут регби?). Вот только организм зрителя скорее отторгнет, чем переварит такую ударную дозу «вставания с колен».

На фоне слабо закручивающейся драмы герои выглядят искусственными и предсказуемыми. Каждая их фраза известна наперед, а в моменты ожидания сюжетного твиста на сцену выходит тошнотворный пафос. Когда тренер выводит детей на ночную пробежку босиком, хочется увидеть ученический бунт, объединение коллектива против наставника или что-то другое, точно менее слащавое, чем наставительная речь под торжественный саундтрек. Накала эмоций в фильме не будет вообще. Картина будто мимикрирует под детскую сказку, что нелепо – ведь темы затрагивает совсем не сказочные.

Кадр из фильма «Начать сначала»

Кадр из фильма «Начать сначала»

Общее впечатление от фильма дополняется волнообразной актерской игрой. В ней нет золотой середины, интонации колеблются в диапазоне «недоиграл-переиграл». Это завершающее впечатление ставит «Начать сначала» в ряд проходных и скоро забывающихся фильмов. И эта картина не станет таким же критикуемым провалом, как «Движение вверх» — хотя бы потому, что у создателей был кратно меньший бюджет.

Из этого фильма могла бы выйти камерная и теплая история о человеке, но сейчас такой подход не сделает кассы. Да и снято это кино не для качества, а для стимуляции нужных эмоций. Когда, как не сейчас, зрители российских кинотеатров должны чувствовать свою непобедимость и бороться до последнего?

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018