Франц Кафка – уникальное явление в истории мировой литературы. Он создавал глубокие, метафоричные, очень непростые произведения, которые подвергались всем возможным видам разбора и критики. Неудивительно, что его книги, не имеющие единых и однозначных трактовок – заманчивое предложение для многих режиссеров. «Кино-Панк» рассказывает о трех интересных попытках осмыслить творчество Кафки через кинематограф.
Самый, пожалуй, известный рассказ писателя «Превращение» пытались экранизировать неоднократно. В основном получалось короткометражное кино – ведь уже по сюжету рассказа понятно, что много действия в кадре показать не удастся. Тем не менее, российский режиссер художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин снял кино «Превращение» в полном метре. Впрочем, это не назвать кино в полном смысле этого слова: скорее это экранизация спектакля, который ставил сам Фокин. Неудивительно, что эксцентричный маэстро Фокин выбрал для экранизации именно это произведение Кафки – одно из самых сюрреалистичных и поражающих воображение.
Кадр из фильма «Замок»
Но если «Превращение» так и остался не совсем «кинематографической» экранизацией, то к созданию «Замка» его автор, Алексей Балабанов, подошел со всей ответственностью. Этот фильм, сделанный по мотивам неоконченного романа писателя, – эталон артхауса: умный, удивляющий, максимально сюрреалистичный. Безусловно, «Замок» сосредоточен прежде всего на смысловой составляющей, но при этом его визуальная сторона нисколько не проигрывает идейной. Более того, картина получила сразу две «Ники»: за лучшую работу художника и костюмы. Важно, что местами Балабанов довольно смело отходит от первоисточника, по-своему интерпретируя некоторых персонажей и их действия. Некоторые критики считают это недостатком картины, а кто-то считает подобный ход удачным. Чтобы занять чью-либо сторону, необходимо увидеть этот фильм самому – тем более, что Балабанов явно не разочарует зрителя своей работой.
Кадр из фильма «Процесс»
В то время как «Замок» Балабанова затуманивает разум зрителя, путает его, «Процесс», снятый британцем Девидом Хью Джонсом делает ставку на реализм. Режиссер, в отличие от Кафки, который стремился продемонстрировать абсурд жизни, бюрократии и государственной машины, стремится раскрыть этот механизм и рассмотреть под микроскопом. Главный герой пытается побороть трудности до последних сил, надеясь победить чудовище, которое так легко разрушает судьбы и виновных, и невинных. Примечательно, что главную роль в фильме исполнил Кайл Маклахлан – тот самый агент Купер из «Твин Пикс», который вышел незадолго до «Процесса» — его герой тоже ассоциируется у зрителя с борьбой и попыткой распутать клубок необъяснимого.