Кино-панк

Фильмы о реальных экспериментах, доказывающих, что человеку можно внушить ненависть

Кино про социальные эксперименты – неизбывно интересная тема для самых разных режиссеров. Она относительно простая в реализации, понятная и емкая – и при этом дает некоторый простор для фантазии. «Кино-Панк» расскажет о двух экспериментах, которые стали настолько популярны, что удостоились даже неоднократной экранизации разной степени успешности.

Кадр из фильма «Эксперимент»

Кадр из фильма «Эксперимент»

Первый из таких опытов, про который слышал, наверное, любой, кто изучал социальную психологию – «Стэнфордский тюремный эксперимент». Он был нацелен на изучение моделей поведения человека в заранее предписанных ему ролях, которые присваивались ему случайным образом. Эксперимент по условиям полностью повторял содержание в тюрьме; испытуемые были разделены на «заключенных» и «надсмотрщиков». Результаты были шокирующими: «тюремщики» вдруг начали проявлять не проявлявшуюся ранее жестокость, а «заключенные» были по-настоящему подавлены и даже заработали себе настоящие неврозы и «комплекс жертвы». Опыт вышел настолько наглядным и неординарным, что за его экранизацию взялись почти сразу же. Забавно, что ни один из фильмов не блещет оригинальностью названия: все вариации — «Эксперимент», «Стэнфордский тюремный эксперимент». В 2001 году на экраны выходит первая работа от создателя «Бункера» Хиршбигеля. Выбор немецкого режиссера понятен по его любви к закрытым пространствам, напряженным и стесненным условиям и к теме человеческой внушаемости и жестокости. В 2010 году выходит уже американский ремейк картины с аналогичным названием. Несмотря на то, что некоторые критики считают его лучше оригинала, этот фильм отступил от оригинальных событий и предстал перед зрителем скорее как триллер, а местами даже как экшн-драма. Посыл в картине тоже другой – он больше не про изменение сознания, а про бунт и революцию. Последняя на сегодняшний момент экранизация 2015 года — «Стэнфордский тюремный эксперимент» — уже своим названием намекает на большую серьезность и документальность. Этот фильм старается меньше отходить от реальных событий опыта – здесь упомянуты студенты, выбывшие из эксперимента раньше времени, а также больше времени посвящено создателю эксперимента – Филипу Зимбардо.

Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

Второй социальный опыт, активно осмысляемый в культуре, был скрытым. Условно он называется «Третья Волна». Его провел американский учитель на обычных учениках, которые выбрали его факультатив в рамках школьных занятий. Преподаватель объяснял подросткам суть и техники влияния, применяемые идеологами Третьего рейха, но делал это так, что незаметно сам же и применял их на учениках. Всего за неделю умами школьников полностью завладела нацистская идеология – они даже не заметили, что их класс превратился в группировку, свято верующую в установки, пропагандируемые учителем. Через неделю преподаватель закончил эксперимент – и наглядно доказал всему миру, как простейшие психологические техники влияют на умы людей. «Третья Волна» быстро вдохновила кинематографистов: в 1981 году на свет вышла картина «Волна», основанная на воспоминаниях самих участников эксперимента. Это была скорее документальная работа без сильного художественного содержания. На основе этой картины была тут же написана одноименная книга. Ажиотаж вокруг эксперимента постепенно утих: тема Третьего рейха и вероятного повторения нацизма пугала многих. Но в 2008 году за дело взялся немецкий режиссер Деннис Ганзель. Он, с немецкой дотошностью и немецким же характерным «стыдом за прошлое», переосмыслил эксперимент. Фильм получился простым и очень наглядным. Режиссер практически не отходил от реальных событий опыта, но добавил в него больше эмоциональности и художественной выразительности. На данный момент «Эксперимент 2: Волна» — наверное, один из лучших примеров того, каким должен быть фильм о социальных опытах: возможно, как раз потому, что его снял человек, чье прошлое было непосредственно связано с осмысляемой темой.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018