Кинематограф с момента его появления стал одной из наиболее привлекательных площадок для внедрения пропаганды и воздействия на сознание публики. Советский Союз, как государство, упорно продвигавшее свои интересы как на мировой арене, так и внутри страны, активно использовало кино в качестве инструмента пропаганды. Какими способами достигалось влияние на публику? Какие образы формировала пропаганда у зрителя?
Прежде всего, необходимо пояснить ключевое отличие пропаганды от рекламы. Реклама представляет товар, услугу или какие-либо возможности, но не настаивает на потреблении исключительно одного продукта (например, не заставляет человека есть колбасу каждый день, хоть и может рекомендовать это). Пропаганда же формирует систему ценностей, при которой иной образ жизни невозможен (например — мы должны трудиться без отпусков, потому что лень разрушает нацию, а трудолюбие приведет нас на вершину). Реклама работает в условиях честной конкуренции и имеет право демонстрировать только выгодные стороны продукта, а чужие товары комментировать не может (поэтому в рекламе запрещено упоминать названия других торговых марок). Пропаганда же формирует четкий образ врага и четко называет его (так появились выражения «злой русский» и «тупой американец»).
Таким образом, основные приемы пропаганды в советском кинематографе тоже можно разбить на две части: те, которые формируют систему ценностей и те, которые изобличают врага. И в той, и другой области сформировались яркие образы, которое внедряло в сознание зрителей советское кино.
Хорошим примером первой категории может стать фильм «Свинарка и пастух» — черно-белая музыкальная комедия. Отличительная черта этой картины – она снималась в годы Великой Отечественной войны, когда необходимо было поддержать настроение среди граждан и укрепить веру в будущее страны и ее руководство. Так, для поддержания культа личности Сталина создатели фильма постоянно напоминали о нем в кадре: зритель постоянно видел на фоне памятник вождю. Такие кадры должны были закрепить в сознании аудитории факт невидимого присутствия Сталина. Но главным в картине все же остается образ гражданина, такой, каким его хотело видеть руководство страны.
Главная героиня фильма свинарка Глаша олицетворяет собой идеальный пример советской работницы. Для нее важно дело и она едет на выставку в Москву прежде всего потому, что хочет быть полезной для советского общества. Создатели неслучайно сделали Глашу свинаркой – это должно подчеркивать, что для советского рабочего не бывает грязной, неприятной работы, и что даже к свиньям нужно относиться с любовью и заботой. Глаша недаром влюбляется именно в пастуха Мусаиба – такой ход должен символизировать дружбу народов, которой гордилась СССР. Мусаиб – хороший персонаж, потому что тоже болеет за дело и даже вступает в схватку с волками, чтобы защитить своих овец. А ухажер Глаши, Кузьма – плохой персонаж, потому что тунеядец, и лишь ходит за девушкой с гармонью, вместо того, чтобы работать. Так, разыгрывая любовный треугольник, создатели фильма наглядно продемонстрировали правильный образ женщины, мужчины и антипример, который, конечно, остается ни с чем. Именно такие «картонные» персонажи характерны для пропаганды – либо «плюс», либо «минус».
Ко второй категории относятся советские фильмы, которые посвящены борьбе «своих» против «чужих». Примером такого кино стал многосерийный «ТАСС уполномочен заявить».
Основная цель пропаганды в данном случае – демонизировать образ соперника, сделав его не просто конкурентом, а воплощением зла, чтобы зрителю было понятно – борьба с ним не политическая, а нравственная. Главный герой – КГБшник с говорящей фамилией Славин раскрывает преступления подлого агента ЦРУ. Преступления, которые совершил агент, бесчеловечны. Он покупал у бедных африканских семей младенцев, убивал их, а в трупах перевозил героин. Раскрытие такого преступника становится делом чести. В итоге, конечно, Славин выполняет свой долг, а ЦРУ вынуждено отказаться от проведения военного переворота.
Этот, второй вид пропаганды, опасен особенно. Если формирование положительного образа советского гражданина в теории может принести пользу, то демонизация соперников приводит только к разжиганию межнациональной розни. К счастью, таких фильмов снято немного и они не слишком популярны, а над стереотипами, навязанными «холодной войной», сейчас в кино все чаще иронизируют в обоих государствах.