Кино-панк

Гитлер в искусстве: как в кино показывают страшнейшую политическую фигуру XX века

Это полузапретная тема с массой оговорок, условий и табу. Оттого, наверное, и настолько заманчивая: фильмы про Адольфа Гитлера продолжают снимать со стабильной регулярностью. «Кино-Панк» выделил лишь некоторые из них – разные по стилю, но близкие по своей глубине и качеству.

Начать стоит с картины, которая попыталась охватить ранний период биографии Гитлера – еще до того, как он стал фюрером и получил неограниченную власть над Германией. «Гитлер: восхождение дьявола» — канадский мини-сериал, уже одним своим названием не допускающий никаких других сравнений с этой исторической фигурой, кроме самых негативных. Это же название формирует стилистику фильма: несмотря на то, что это биографическое кино, его целью становится не пресная и непредвзятая информация о Гитлере, а психологический анализ, попытку понять, как и почему к власти пришел именно такой человек. Поэтому «Гитлер: восхождение дьявола» и интересен: он удержался на золотой середине между точностью документалки и эмоциональностью драмы.

Кадр из фильма «Бункер»

Кадр из фильма «Бункер»

«Бункер» — еще один околодокументальный фильм, снятый по воспоминаниям очевидицы – секретарши фюрера. Его действие, напротив, сосредоточено на последних днях жизни Адольфа Гитлера, укрывшегося с ближайшими соратниками в последнем оплоте надежды и безопасности – правительственном бункере. Уникальность этого кино – не только в месте действия (тесное пространство, пропитанное смятением), но и в самом изображении фюрера. Сцена, в которой Адольф Гитлер впадает в истерику, осознавая, что погиб – стала каноничным примером блестящей актерской игры и отличным пособием по тому, как показать человечеству падение одного из самых влиятельных лидеров в истории.

Кадр из фильма «Он снова здесь»

Кадр из фильма «Он снова здесь»

Нашлось в кинематографе и место для экспериментов с фигурой Гитлера. Некоторые из них вышли более чем удачными, как, например, «Он снова здесь». Фильм – фантазия на тему «если бы Гитлер проснулся в наше время». Это не только попытка наложить идеи Третьего рейха на современность, но и тонкая сатира: над культурой потребления, инфантильностью немецкого народа, над системой СМИ. По последнему создатели прошлись особенно тщательно – в картине полностью разобран механизм работы телевидения и прессы, и вскрывается как ее деградация, так и напротив – ее сила «третьей власти».

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

Но особенно далеко в своей фантазии зашел Квентин Тарантино, создав своими «Бесславными ублюдками» не просто частичный художественный вымысел, а целую альтернативную реальность. Портрету самого Адольфа Гитлера здесь уделено не столь много времени, как, например, в предыдущих картинах, но отлично и детально проработан мир, каждая его деталь, создана версия окончательно внедренного в сознание граждан идей фюрера. «Бесславные ублюдки» — отличный пример того, как историческую, а значит, не подлежащую сослагательному наклонению, фабулу можно рассмотреть глазами постмодерниста и нисколько не исказить первоначальный смысл и не испортить идейный авторский посыл.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018