В прокат вышло «Тихое место 2» — история, которая вновь заставляет зрителей затаить дыхание и не издавать ни единого шороха на протяжении всего сеанса. Руслан Никитин вспоминает фильмы, обыгрывающих тишину, как художественный образ.
Новый фильм продолжит историю семьи Эббот. Она выиграла неравный бой с инопланетным монстром, чей уникальный слух позволяет услышать мельчайший шорох в пределах десятков километров. Теперь ферма семьи разрушена и теперь им предстоит выйти за пределы знакомой зоны, что бы найти новое убежище. Вместе с тем фильм наконец-то раскрывает – пусть и кратко – предысторию, из которой зритель получит представление о том, как началось инопланетное вторжение, в результате которого вымер весь континент.
Первый фильм подарил нам красивую и одновременно трагичную историю семьи, которая смогла выжить и адаптироваться в новом мире. Главным способом выживания стала тишина, любое нарушение которой — фатально.
Но, какой бы успешной не стала первая часть, сколько бы слов об оригинальности и гениальности в ее адрес не сказали, «Тихое место» — далеко не первая история, использующая тишину, как инструмент для создания особенного напряжения и закрепления зрительского внимания. Достаточно лишь вспомнить несколько фильмов с таким же приемом, чтобы понять, что этот прием не уникален.
Кадр из фильма «Не дыши»
Герои фильма «Не дыши», например, снимали ботинки для тихого перемещения — как и в «Тихом месте». Только во втором случае мера осторожности усиливается. Землю посыпают песком для более тихого передвижения по земле, а ноги – бинтуют, чтобы избежать глубоких порезов и сепсиса. Притом, герои «Не дыши» не сталкивались с мистикой, монстрами или маньяками. Проникнув в дом бывшего военного, который потерял зрение, они получают жестокий и совершенно неожиданный отпор с его стороны. Посчитав отсутствие зрения за большую слабость, герои начинают совершать ошибки. Так, эффект тишины придает интересную, особую окраску триллеру, который совершенно не завязан на сверхъестественном – его центром стало противостояние внешне немощного человека целой группе здоровых людей.
Кадр из фильма «Мёртвая тишина»
Безопасность героев фильма «Мёртвая тишина» также зависела от звука: они могли шуметь, но главным правилом было не кричать, иначе — жди беды. В фильме герои могли общаться и спокойно передвигаться. Но как только они попадали под влияние демонической куклы, то мир вокруг них в миг заглушался, и если они кричали, демон тут же расправлялся с ними.
«Мёртвая тишина» — фильм ужасов, но иного формата, нежели «Тихое место». И в нем прием с тишиной помогает переосмыслить классические фильмы про кукол убийц. Он действует в качестве переработанной техники скримера – когда перед пугающим моментом звук приглушается.
Кадр из фильма «Тишина»
А в случаях, когда сам герой лишен слуха, зрителю предлагается наблюдать за тем, как он, без одного из важнейших органов чувств, будет выбираться из передряг. В картине «Тишина» одинокая и глухая писательница Мэдди становится жертвой маньяка.
Прием тишины выступает здесь как дополнительная характеристика, а также способ свежо взглянуть на ситуацию с нападением. Авторы демонстрируют беспомощность героини, дорисовывают ее портрет и усложняют сюжетную линию.
Так, тишина в подобных фильмах является некой опорой сюжета, одним из его основополагающих приемов. Она формирует облик фильма, ставит яркий акцент. Но уж точно этот прием не нов – хоть он и нечасто используется в кино. Именно поэтому «Тихое место» — фильм, эксплуатирующий тишину, а не фильм-новатор. Но важно, что при более подробном взгляде становится понятно, что этот прием – чуть ли не самый важный стержень, на котором держится качество картины и ее эффект. Есть ли у картины другой идейный смысл – отдельный вопрос, ответ на который может стать неутешительным.