В основной программе – 18 фильмов и 2 внеконкурсных картины, обе – призёры международных смотров. 5 из 9 лент сделаны женщинами, преобладают дебюты и впервые на фестивале появится конкурс короткометражного кино. Вроде ничего не забыли.
«МАЯК» с начался шумно – с оголтелой «Аноры», от которого отходили еще и наутро. Все это – хорошая побочка от того, что фестиваль скорее камерный и «свой» – совсем не натужный и без пафосной хурмы. Здесь все друг другу «на короткой ноге» (всего-то 400 человек) и вышли из одного большого кинопоезда Москва — Новороссийск, чтобы потом еще вернуться на такси чуть-чуть назад – до солнечного Голливуда Геленджика.
Прошел только первый день фестиваля – а позади уже три смотра, о которых следует, наверно, сказать не вскользь, а даже подробней. Кино начинается с утра – в 11:00 – и потом еще полтора часа на передышку. Идеально, чтобы успеть осмыслить до следующего показа. Конкурс, к слову, открыл премилейший дебют Заки Абдрахмановой «Папа умер в субботу» – о «чужих» людях в одной казахской семье.
Кто такая Зара Абдрахманова: у нее за плечами две талантливо сделанные в Школе Марины Разбежкиной две документалки, опыт работы с Наталией Мещаниновой и Борисом Хлебниковым. «Папа умер в субботу» – ее игровой дебют.
Кино получилось без надрыва, зрительское и забавное, прежде всего – про любовь, взросление и умение прощать. «Душераздирающая постдокументальная драма о примирении столицы и провинции» написал «КиноПоиск». Точнее не скажешь. По сюжету главная героиня Айко приезжает из Москвы в родной казахский поселок на похороны отца, которого помнит тираном. Но вдруг хоба – узнает, что покойный, женившись во второй раз, оказывается, был любящим семьянином и добрым отцом.
Следом – уже в полдень – вторая картина конкурса, о столкновении двух культур: «Белый пароход» Инги Шепелёвой, снятый по мотивам ее же повести. Узнаваемая в якутском кино сказочность оказывается никакой не мистикой, а притчей о любви: чужак приехал в якутскую музыкальную школу для одаренных детей чтобы установить другие порядки. Прикипел сердцем к «каменной королеве», но в итоге, уязвленный, остался одинок.
Кто такая Инга Шепелёва: выпускница литинститута им. Горького (проза) и МШК (режиссура игрового кино). В 2020 году победила на Якутском питчинге дебютантов, где поддержку на производство короткометражки «Белый пароход», из которой, как видится, вырос полный метр.
«Мне хотелось передать это наивное и абсурдное детское ощущение реальности в фильме, когда все, что происходит, становится сказкой перед сном, новеллой или таинственной историей любви, рассказанной шепотом подругам из детского хора», – говорит Инга. Ну а мы что – нам резала зрачки красота кадра: багровая река из театрального занавеса, буквально – кристаллизующаяся в лед вода – и бесконечно чудные звуки хора и самобытных музык.
Третий и последний в этот день дебют – ироничный и немного сказочный: причудливая «Агния» Павлы Стратулат. Сказали бы мы, что героиня стреляная на всю голову и со шрапнелью в височной доле, но скорее просто «у себя на уме». Хотя кто там разберет. Сильных метафор мы не увидели, но кино делалось старательно. И образ небанальный опять же: Агния – печница. Хотя, нет, давайте так. Агния – своенравная печница с Крайнего Севера, которая живет в аварийном доме, ловит рыбу в проруби и в одиночку растит сына. Главная ее цель – поскорее переехать в новую жилплощадь, где есть тепло и газ. Поэтому со своей задумкой Агния справляется, да еще и очень нетривиальным способом.
Кто такая Павла Стратулат: режиссер и сценарист, выпустила несколько талантливых короткометражек. Выпускница Высших курсов сценаристов и режиссёров, окончила Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; там же окончила магистратуру на кафедре Драматургии (мастерская Ю.Н.Арабова).
«Хотелось снять смешной фильм-ребус о нашей жизни, – говорит Павла, – а получился фильм-сказка о жизни женщины на Севере, у которой – все голова, даже сердце». Все так, все так, отвечаем. Зимняя сказка о сильной и независимой. Ироничная причем.