В программе нового сочинского кинофестиваля одна из обязательных конкурсных номинаций — Короткий метр. Мы побывали на нескольких фильмах: смотр вышел неоднозначным. Почему из всех увиденных фильмов не получилось выделить ничего выдающегося, рассказываем коротком обзоре. Сразу спойлер: это не вердикт и не последняя истина. Но честное и правдивое мнение редакции. Как говорится, все хорошее уже сказали и без нас.
Короткий метр, в котором чаще всего работают выпускники киношкол и киноинститутов, открыт экспериментам, а сам жанр часто служит трамплином многим режиссерам, это известный факт. Если шире — короткие формы становятся отличным тренажером для будущих мастеров кинопроизводства. Вот почему так здорово, когда молодое кино по силе воздействия получается живым и точным, стилевым, и, даже если снимается на коленке, талантливым.
В программе «Антареса» — 15 стран и столько же «коротышек». Сейчас я говорю не про все картины, а только о тех, на которых побывала. Но после смотра из зала я вышла такой же пустой, как и была полтора часа назад. Почему у авторов так и не случилось крепкой сцепки со зрителем, сказать сложно. Но создалось впечатление, что в смотр попало много совсем уж ученического, слабо сделанного, топчущегося на «общих местах» кино.
«Границы разума» (Германия и Северная Македония) — о тонкостях любви. В самом сердце старого города происходит случайная встреча фотографа с загадочной девушкой. После ночи близости и с наступлением утра обнаруживается скрытая правда, бросающая тень на их роман. Старательно сделанное кино, которые пытается тонко играть на чувствах, но так и не может, к сожалению, избежать излишней и навязчивой сентиментальности. Строго говоря, большой истории любви здесь нет даже на уровне романтического клише.
В «Первой на русском троне» (Россия) происходит сращение фольклора и мелодрамы. Сюжет таков: Москва, 1689-й. Амбициозная Софья после семи лет правления терпит поражение в борьбе за власть. Сторонники оставили царевну, её любимого ждет казнь. Историческая реконструкция почти удается. Но критерий хорошего кино — это, кажется, умение режиссера раскрыть драматическую ситуацию и донести ее убедительно. По этой причине становится понятно, почему нам показывают то или иное событие. В случае с этой работой мэтча не вышло: фильм точно пытается нам что-то заявить, но в итоге так ничего и не вскрывает.
Специальный сеанс на смотре «Сухари и булочки» Антона Тюрикова хочется упомянуть особо. Присутствие в программе семейного и доброго кино — хороший признак. К тому же сделать Короткий метр про детей, редких и особенных, задача правда сложная. Снять такой фильм предложили в ивановском фонде «Движение», который уже больше пяти лет помогает людям с инвалидностью. Здесь нет никаких психологических решений, нет ни драмы, ни комедии, актёрская игра буксует. Поэтому даже несмотря на то, кино про солнечных ребят вышло бесконечно слабым, мы просто отметим: в этом случае работа не гонится за успехом, его идея совсем в другом. Например, в попытке показать отношение неравнодушных людей к проблемам больных детей, которые чуть больше остальных нуждаются в заботе.