Космос зовёт, космос нас любит. С момента первого человеческого полёта ввысь на 350 километров чёрная бесконечность превратилась в поле для культурных экспериментов. Какими только вопросами не задавались авторы десятков тысяч книг и фильмов: «Есть ли там жизнь?», «Как далеко можно забраться?», «Реально ли переселение?». «Кино-Панк» рассказывает о своих любимых фильмах о космосе.
И, кстати, в этом списке нет «Гравитации», «Звёздных войн», «Космической одиссеи» и всего того, о чём вы уже подумали.
«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin, 2013)
Уникальный представитель современного искусства. В центре сюжета космический посланник, прилетевший в составе небольшой бригады в Шотландию, чтобы высасывать людей из кожи и отдавать выделанную шкурку прибывающим колонистам. Обворожительный визуальный ряд, перевернутая скрипичная музыка и лучшая роль Скарлетт Йоханссон.
«Солдат» (Soldier, 1998)
Максимально бесхитростное кино о войне хунты с нищими, но непокорными гражданами. Образы утрированы до предела – люди живут на планете-помойке, хунта летает вокруг на дорогих космических лайнерах. Всё изменится, как только один из солдат перейдёт на сторону обделённых. Упрощенная история, крутые эффекты, последняя работа Курта Рассела в образе непобедимого мужика.
«Гаттака» (Gattaca, 1997)
Вероятно, лучший фильм о большой мечте. Блестящая драматургия, объединяющая атмосферу замятинской безысходности и чеховское правило: «В конце акта зритель должен чувствовать себя так, будто его огрели по голове».
«Звездный десант» (Starship Troopers, 1997)
Без пяти минут гениальная шутка Пола Верховена, обыгрывающая отношение современного человека к нацисткой идеологии. Вроде бы мы все знаем, аншлюс – это плохо, Холокост – омерзительно, но стоит оказаться внутри лагеря, где молодые, сильные и красивые готовятся истребить низшую расу уродливых жуков, то сомнения отпадают. Истребить, значит истребить, как можно болеть за слабых?
«Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Пикник на Луне» (Wallace and Gromit: A Grand Day Out, 1989)
Самый первый мультфильм легендарной серии. Молодой режиссер Ник Парк вывел чуть ли не новое направление в мультипликации – ироничная сказка для взрослых (но вполне подходящая и для детей). «Пикник на луне» высмеивает шаблонность драматургии фантастических эпосов – в мультфильме нет хороших землян и плохих инопланетных роботов, есть только жители разных планет.
«Сквозь горизонт» (Event Horizon, 1997)
Ещё один прямолинейный фильм Пола Андерсона (первый в списке «Солдат»). Крутость «Горизонта» — в полном пренебрежении к глубоким смыслам. Есть крутые спецэффекты, есть пугающие сцены, намёк на психологизм и открытый финал. После сеанса кажется, что фильму чего-то не хватает, чтобы вырасти из штанишек аттракциона. Но «Сквозь горизонт» — это образцовый аттракцион, не нуждающийся в росте.
«Призраки Марса» (Ghosts of Mars, 2001)
Последний коммерческий фильм Джона Карпентера. Образцовый шутер, заряженный металлическим саундтреком. Взрывная смесь зомби-крошилова, космических приключений и старомодного слэшера. Пройдёт ещё лет сорок и фильмы Карпентера будут выделены в отдельный жанр.