Молодые, дерзкие, заносчивые и неоспоримо талантливые — Стэнли Кубрик, Андрей Тарковский, Ларс фон Триер, Алексей Балабанов, Спайк Ли тоже когда-то были дебютантами.
«Страх и вожделение» (Стэнли Кубрик, 1952) – поэкспериментировав в короткометражном кино, 24-х летний Стэнли Кубрик взялся за «масштабную» военную драму, в которой роли и героев, и противников исполняют одни и те же пять актеров.
«Сегодня увольнения не будет» (Андрей Тарковский, 1958) – совместная курсовая работа Андрея Тарковского и Александра Гордона для режиссерского факультета ВГИКа. Гордон подарил фильму излюбленные автопогони, Тарковский – долю психологизма.
«Путешествие в сплющенную страну» (Ларс фон Триер, 1967) – первый анимационный опыт одиннадцатилетнего Ларса фон Триера. Вполне возможно, что песню для фильма режиссер написал и исполнил самостоятельно.
«Егор и Настя» (Алексей Балабанов, 1989) – третий короткометражный фильм Алексея Балабанова, как и первые два посвященный свердловским рок-музыкантам. Картина лишена внятной фабулы, её можно сравнить разве что с получасовым эмоциональным всплеском.
«Ей это нужно позарез» (Спайк Ли, 1986) – в 1980-е Спайк Ли не выпускал камеру из рук. «Ей это нужно позарез» — его первый фильм, который можно спокойно найти, посмотреть и даже понять.