Героическое кино об отваге, подвигах и высоких моральных качествах – большинство фильмов о Великой Отечественной войне выглядят именно так. Но существуют и те, что описывают жизнь на войне и после неё совсем по-другому.
«Кино-Панк» подобрал три картины, которые показывают события военных лет с другой, непопулярной точки зрения. Они лишены героизации, но поднимают опасные темы, говоря о которых, сложно избежать дискуссий и даже осуждения. Стоит ли их смотреть? Да, если зритель хочет увидеть войну другими глазами и понять ее немного лучше.
«Проверка на дорогах» (режиссер – Алексей Герман, 1971 год)
Этот фильм стал дебютной работой Алексея Германа и, возможно, его самой смелой и неоднозначной картиной. «Проверку на дорогах» не пропустила цензура – фильм оправился в архивы на 15 лет. Причиной запрета к показу стала «дегероизация народного сопротивления врагу во время Великой Отечественной войны». Но в 1985 году картине все же удалось выйти на большой экран и она мгновенно стала известной и любимой многими.
Сценарий фильма основан на сюжете повести «Операция «С Новым годом!»» отца режиссера, Юрия Германа (кино вначале называлось так же). Произведение и фильм рассказывают о бойце Александре Лазареве, который добровольно перешел на службу к немцам. Коллаборационист сдается в плен советскому партизанскому отряду и готов кровью искупить вину предательства Родины.
Фильм «Проверка на дорогах» поднимает непростую, но актуальную для военного времени тему: можно ли простить человека, который перешел на сторону врага? Можно ли поверить ему и пожалеть его? Алексей Герман утверждает, что да. Картина сочувствует таким людям, как Александр Лазарев, что было недопустимо в послевоенные годы. Но именно сочувствие делает фильм человечным и «настоящим» — наверное, поэтому он не забыт до сих пор.
«Праздник» (режиссер – Алексей Красовский, 2019 год)
Бюджет фильма составил 3,5 миллиона рублей. Большая часть этих денег был оплачена самим режиссером из личных средств. 127 000 рублей было собрано с помощью краудфандинга – Красовского поддержало всего 55 человек.
Фильм «Праздник» получился неправильным и «неудобным» во всех смыслах. Во-первых, потому, что о событиях, происходящих в блокадном Ленинграде, была снята комедия. Во-вторых, потому, что персонажи фильма – не герои и не жертвы, и вроде как даже не относятся к защитникам города. В-третьих, кино говорит о том, о чем принято не упоминать – что в Ленинграде, где царил голод и отчаяние, оставались люди, которые по-прежнему ни в чем не нуждались и могли себе позволить даже праздничные застолья. Идейным же центром картины стал практически бытовой конфликт богатых людей и их бедных гостей, сама блокада в фильме не высмеивается. Но, несмотря на определенную отстраненность от ужасов войны, ее незримое присутствие делает конфликт интересов и финансов острее. При работе над фильмом режиссер обращался к архивам, в которых находится информация, частично засекреченная, об особых лицах, получающих дополнительные пайки, привилегии и льготы. Поэтому в клевете «Праздник» обвинить трудно.
Еще до выхода фильма против него были настроены многие представители властных структур, зрители и некоторые СМИ. Красовский утверждает, что получал на телефон сообщения и звонки от незнакомых людей с угрозами, связанными с картиной. Когда фильм все же вышел, он был временно заблокирован YouTube за нарушение условий использования видеохостинга, но после снова был разрешен к просмотру. За прокатным удостоверением в Министерство культуры Красовский решил не обращаться.
«Дылда» (режиссер – Кантемир Балагов, 2019 год)
Еще один фильм, который идет в прокате прямо сейчас, рассказывает не о военных событиях, а о том, что было после. Кантемир Балагов задает зрителю вопрос – задумывался ли он о том, что произошло после того, как Великая Отечественная война закончилась?
События фильма отвечают на этот вопрос не так, как принято это делать. После окончания войны осталась страна-победительница и ее народ – искалеченный, усталый, разучившийся жить и мыслить нормальными, мирными категориями. Он слишком близок к пограничным состояниям – к рождению и смерти. Главная героиня Ия делает безнадежно больным добровольные смертельные инъекции. Ее фронтовая подруга Мария после первых родов бесплодна и идет на самые подлые сделки, чтобы получить ребенка и заполнить пустоту, оставшуюся после гибели сына. Действие фильма происходит в Ленинграде – городе, в котором пострадали не столько крыши и стены, сколько люди. Поэтому именно он становится особенно точной декорацией к событиям картины.
«Дылда» показывает, что после войны не было веселья и счастливой жизни. Она осталась во временах, которые уже недостижимы для тех, кто провел эти годы, защищая страну. И в этой идее заключается особенная честность фильма. Возможно, именно за нее он и получил награду Каннского фестиваля в номинации «Особый взгляд».