КИНО-ПАНК

Португальское кино: море, история и тоска

По кинематографу отдельной страны обычно легко понять, как выглядит это государство: каковы его пейзажи, особенности быта и исторические достижения. Но существуют государства, кино которых почти неизвестно в мире – например, Португалия. Ниже – три фильма, которые помогут увидеть эту страну глазами ее уроженцев, понять ее культуру и характер.

Португальское кино появилось в конце 19 века. Одним из первых режиссеров стал Жозе Лейтан де Барруш, который снял несколько картин, одна из которых называется «Мария из моря». Это классический немой черно-белый фильм. В центре сюжета стоит история о запретной любви капитана рыболовецкого судна и девушки Марии. Как итог – картина стала португальской интерпретацией Ромео и Джульетты. Несмотря на то, что фильм тяжело смотреть по причине его возраста и технических характеристик, зритель уловит в нем главное – атмосферу страны. Это, во-первых, напоминание о том, как для Португалии важно все, что связано с океаном и морским делом. Во-вторых – страсть и трагичность человеческих отношений, часто упоминаемые в португальской культуре. И в-третьих — конфликт прошлого и настоящего (проблемы в фильме исходят от прошлого героя, прожитого, но не пережитого).

Кадр из фильма «Мария из моря»

Кадр из фильма «Мария из моря»

Еще один фильм на серьезную тему – «Безупречная жизнь». Эта картина рассматривает несколько другие, но не менее философские вопросы в свойственном португальцам драматичном ключе. Кино рассказывает зрителю о враче-онкологе Иване, который намеренно ставит пациентам ложный смертельный диагноз. В свободное время доктор и вовсе похищает людей и временно лишает их одного из пяти чувств с помощью инъекций. Цель этих шокирующих манипуляций – заставить людей ценить свою жизнь и возможности, которыми они обладают, но не пользуются. Так, уставший от повседневности Жил Морейро знакомится с Иваном и пытается осмыслить философию, который тот несет своими жестокими методами. Фильм «Безупречная жизнь» ставит ряд вопросов глобального характера: что делает нас живыми? Почему мы забываем о ценности нашей жизни? Приемлемо ли «причинять добро» жестокостью? Из-за необычной подачи фильм о красоте существования превращается в практически криминальную драму с надрывом и страданием. Все это сопровождается отличной съемкой пейзажей Португалии, картинками ее архитектуры, быта и искусства. И, конечно, в этом кино есть море – неотъемлемая часть страны первооткрывателей.

Кадр из фильма «Лиссабонские тайны»

Кадр из фильма «Лиссабонские тайны»

Чтобы окончательно получить представление о стране, необходимо понять, как она выглядела в прошлом, пусть и не очень далеком – например, в 19 веке. Фильм с красноречивым названием «Лиссабонские тайны» позволит зрителю прочувствовать атмосферу португальского дворянства, интриг и запутанных семейных и любовных связей – классическая экспозиция того времени. «Лиссабонские тайны» — экранизация романа Каштелу Бранку. И писатель, и режиссер подошли к воссозданию исторической эпохи ответственно и дотошно – фильм, например, и вовсе пришлось снимать в двух частях. Действующих лиц в картине очень много, и все они как-то связаны и пересекаются. Но особенно примечательно, что персонажи этого кино так или иначе являются олицетворением характерных черт Португалии. Так, священник, отличающийся напористым, отважным характером, — отсылка к религиозности и миссионерскому прошлому страны. Португальцы были одними из наиболее фанатичных в Европе католиков, они распространяли свою веру не менее яростно, чем испанцы. Также среди героев есть ревнивая до сумасшествия графиня – символ португальской страстности и склонности к любовным мукам. И, наконец, один из персонажей – делец-пират, получивший свое богатство благодаря морским грабежам; его образ заключает в себе португальскую любовь к морю, отважность и любовь к авантюрам. Если добавить к характерным образам португальцев 19 века историческую атмосферу фильма – костюмы, балы, поместья, интриги и запутанный сюжет – получится детективная историческая драма с ярким португальским акцентом.

Кадр из фильма «Безупречная жизнь»

Кадр из фильма «Безупречная жизнь»

Сравнив все три непохожих фильма, можно заметить, что ключевыми чертами португальского кинематографа можно назвать стремление рассуждать на сложные и тяжелые темы, говорить о неудержимой и часто роковой любви, показывать море и думать о прошлом, которое у этой страны было великим, но сейчас уже не играет почти никакого значения. Возможно, поэтому в кинематографе Португалии есть ноты тоски и печали. А может, жизнь на самом краю Европы, у океана сделала жителей этой страны такими серьезными и искренними мечтателями.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018