По кинематографу отдельной страны обычно легко понять, как выглядит это государство: каковы его пейзажи, особенности быта и исторические достижения. Но существуют государства, кино которых почти неизвестно в мире – например, Португалия. Ниже – три фильма, которые помогут увидеть эту страну глазами ее уроженцев, понять ее культуру и характер.
Португальское кино появилось в конце 19 века. Одним из первых режиссеров стал Жозе Лейтан де Барруш, который снял несколько картин, одна из которых называется «Мария из моря». Это классический немой черно-белый фильм. В центре сюжета стоит история о запретной любви капитана рыболовецкого судна и девушки Марии. Как итог – картина стала португальской интерпретацией Ромео и Джульетты. Несмотря на то, что фильм тяжело смотреть по причине его возраста и технических характеристик, зритель уловит в нем главное – атмосферу страны. Это, во-первых, напоминание о том, как для Португалии важно все, что связано с океаном и морским делом. Во-вторых – страсть и трагичность человеческих отношений, часто упоминаемые в португальской культуре. И в-третьих — конфликт прошлого и настоящего (проблемы в фильме исходят от прошлого героя, прожитого, но не пережитого).

Кадр из фильма «Мария из моря»
Еще один фильм на серьезную тему – «Безупречная жизнь». Эта картина рассматривает несколько другие, но не менее философские вопросы в свойственном португальцам драматичном ключе. Кино рассказывает зрителю о враче-онкологе Иване, который намеренно ставит пациентам ложный смертельный диагноз. В свободное время доктор и вовсе похищает людей и временно лишает их одного из пяти чувств с помощью инъекций. Цель этих шокирующих манипуляций – заставить людей ценить свою жизнь и возможности, которыми они обладают, но не пользуются. Так, уставший от повседневности Жил Морейро знакомится с Иваном и пытается осмыслить философию, который тот несет своими жестокими методами. Фильм «Безупречная жизнь» ставит ряд вопросов глобального характера: что делает нас живыми? Почему мы забываем о ценности нашей жизни? Приемлемо ли «причинять добро» жестокостью? Из-за необычной подачи фильм о красоте существования превращается в практически криминальную драму с надрывом и страданием. Все это сопровождается отличной съемкой пейзажей Португалии, картинками ее архитектуры, быта и искусства. И, конечно, в этом кино есть море – неотъемлемая часть страны первооткрывателей.

Кадр из фильма «Лиссабонские тайны»
Чтобы окончательно получить представление о стране, необходимо понять, как она выглядела в прошлом, пусть и не очень далеком – например, в 19 веке. Фильм с красноречивым названием «Лиссабонские тайны» позволит зрителю прочувствовать атмосферу португальского дворянства, интриг и запутанных семейных и любовных связей – классическая экспозиция того времени. «Лиссабонские тайны» — экранизация романа Каштелу Бранку. И писатель, и режиссер подошли к воссозданию исторической эпохи ответственно и дотошно – фильм, например, и вовсе пришлось снимать в двух частях. Действующих лиц в картине очень много, и все они как-то связаны и пересекаются. Но особенно примечательно, что персонажи этого кино так или иначе являются олицетворением характерных черт Португалии. Так, священник, отличающийся напористым, отважным характером, — отсылка к религиозности и миссионерскому прошлому страны. Португальцы были одними из наиболее фанатичных в Европе католиков, они распространяли свою веру не менее яростно, чем испанцы. Также среди героев есть ревнивая до сумасшествия графиня – символ португальской страстности и склонности к любовным мукам. И, наконец, один из персонажей – делец-пират, получивший свое богатство благодаря морским грабежам; его образ заключает в себе португальскую любовь к морю, отважность и любовь к авантюрам. Если добавить к характерным образам португальцев 19 века историческую атмосферу фильма – костюмы, балы, поместья, интриги и запутанный сюжет – получится детективная историческая драма с ярким португальским акцентом.

Кадр из фильма «Безупречная жизнь»
Сравнив все три непохожих фильма, можно заметить, что ключевыми чертами португальского кинематографа можно назвать стремление рассуждать на сложные и тяжелые темы, говорить о неудержимой и часто роковой любви, показывать море и думать о прошлом, которое у этой страны было великим, но сейчас уже не играет почти никакого значения. Возможно, поэтому в кинематографе Португалии есть ноты тоски и печали. А может, жизнь на самом краю Европы, у океана сделала жителей этой страны такими серьезными и искренними мечтателями.