С 7 по 9 июля в Пскове прошёл IV Международный кинофестиваль «Западные ворота». Казалось, он был подготовлен в невероятной спешке. Программа, опубликованная на сайте, отличалась от программы распечатанной на флаерах, фильм «Американка» из Госфильмофонда был показан в оцифрованной, но не в отреставрированной версии, жюри было удивлено фильму-победителю, а режиссёр Дмитрий Месхиев внезапно провозгласил делать «всё для победы» и вспомнил те самые слова Сергея Бодрова-младшего. Александр Николаенко подробно рассказывает, как промчались три фестивальных дня.
Чтение этого материала займет около 18 минут. Если вы хотите сразу узнать, что за недоразумение произошло с выбором фильма-победителя, пролистайте статью в самый низ. Там есть табличка, в которой подробно указано, почему одни фильмы получили голоса, а другие (даже более качественные) – нет.
Санкт-Петербург устроил тоскливые проводы. Моросил дождь, ветер трепал куртку. Пассажиры вышмыгивали из здания вокзала и спешили к вагонам. Многие злились от того, что проводник долго проверяет билеты, многие – от того, что не хватает мест на багажных полках. Чем сильнее за спиной хмурилась Ленинградская, тем радостнее было въезжать в солнечную Псковскую. Поезд прибыл в половину одиннадцатого, а значит до заселения в гостиницу оставалось ещё минимум три часа. Чем заняться? Конечно же посмотреть первый фильм одной из фестивальных программ!
В старом кинотеатре «Смена» в центре города в 11:00 начиналась семейная комедия «Папы против мам» из специальной (то есть второстепенной по значимости) программы «До 16 и старше». Фильм вышел в кинотеатрах 23 февраля, а уже спустя месяц состоялся его цифровой релиз. Единственное, чем он был привлекателен в рамках фестиваля – возможностью бесплатно посмотреть его на большом экране. В зале самые лучшие места на средних рядах заняли старушки, которые ждали фестиваль в течение года и теперь деловито перешёптывались о том, каким насыщенным будет их график в выходные. Начался показ. На экран выплыли имена актёров: Роман Постовалов (звезда шоу «Уральские пельмени»), Артём Ткаченко («Союз Спасения», «Аванпост», «Эбигейл»), Елена Балабанова (дебют в кино), Анна Чурина. Ага! Играет Анна Чурина и, скорее всего, в продюсерскую группу входит её супруг Алексей Петрухин («Вий 3D», «Тайна печати дракона»). Предположение подтвердилось, Петрухин, действительно, работал над фильмом. При всём уважении к его оптимизму и целеустремлённости, чувство прекрасного у Петрухина развито слабо, после его картин обыкновенно выходишь из зала с мыслью «Боже ж ты мой!»
Комедия «Папы против мам» – не стала исключением. В основу сюжета положена история о двух сёстрах, которые поселились на одной лестничкой площадке. У каждой есть муж и ребёнок. У одной – девочка, у второй – мальчик. В один день в обеих семьях по вине мужчин происходят скандалы, первый муж вместо работы программистом целыми днями играет в World of Tanks, второй – позволяет себе деспотические выходки и запрещает сыну заниматься танцами. В итоге, старшая сестра собирает вещи и переезжает к младшей, а младшая выгоняет мужа из дома, и тот оказывается в квартире у мужа старшей. Причём, где будут жить дети, родителей не волнует, и мальчик с девочкой слоняются из квартиры в квартиру. Разрешать конфликт откуда-то из провинции приезжает отец сестёр – отставной армейский генерал. Завязка фильма предполагала обыгрывание многочисленных смешных ситуаций, и в сценарии эти ситуации были прописаны скрупулёзно и последовательно, минус только в том, что… вышли они несмешными.
Почерк режиссёра Максима Малинина смотрится отточенным на постановках народного театра. Понимая, что необходимо развивать каждого из четырёх героев (детей в уравнение не вписываем), режиссер делал это поочередно, как в шахматах. Ход мужем №1, ход женой №1, ход мужем №2, ход женой №2, но ведь драматическое искусство тем и прекрасно, что позволяет придумывать свои правила! Почему бы не сделать три хода одним персонажем, а затем неожиданно влепить шах другим? Больше этой творческой скованности раздражали только виды Москвы, вклеенные между сценами, так сказать, для плавности перехода. Выходящие из зала старушки жаловались: «Мысли хорошие, правильные, только смотреть надоело».
В пресс-центре было пусто. Единственная сотрудница выдала бейджик и распечатанную программку. Настало время короткого отдыха (после такого-то кино) и подготовки к открытию: зарядке камер, чистке флэшек. Правда эти процедуры оказались излишними, церемония в здании местной филармонии длилась недолго. Ведущие – актриса Линда Ахметзянова и тележурналист Кирилл Родионов – бессовестно запинались, хоть и читали с бумажки, а затем и вовсе забыли, что в жюри есть актёр Семён Стругачёв. Первой с приветственной речью вышла заместитель губернатора области, затем – продюсер фестиваля Эдуард Пичугин (основатель «Кронверк Синема» и «КИНО СИТИ», до 2020 года директор «Ленфильма») и председатель жюри Андрей Кравчук («Адмирал», «Викинг», «Союз Спасения»). Пичугин вручил приз за вклад в киноискусство актрисе Анне Каменковой, которая отметила:
«Когда до сих пор хорошо помнят мои фильмы, снятые 45-50 лет назад, это дорогого стоит. «Молодая жена» – пожалуй, самая узнаваемая картина. Признаюсь, сначала меня это раздражало! А сейчас я думаю, если ко мне в девяносто будут подходить и говорить: «О, «Молодая жена!», это неплохо».
Мероприятие продолжилось показом фильма-открытия, по традиции, снятого на псковской земле. Мелодрама Ольги Акатьевой («Соври мне правду») – «Я делаю шаг» смотрелась более выигрышно, чем утренние «Папы против мам», но всё равно вызывала множество вопросов. История в фильме следующая: молодой человек, страдающий дислексией (нарушение зрительной функции, при которой буквы перед глазами расплываются) и скрывающий это, заканчивает в Санкт-Петербурге филологический факультет и уезжает в родной Псков отрабатывать в школе стоимость учёбы, так как учился по направлению. Он получает в руководство непростой девятый класс и решает подготовить недорослей к федеральному литературному конкурсу. Как это сделать, когда сам не можешь прочитать ни строчки?
Первое, что привлекло внимание, неестественная легкость, с которой герой решает проблемы. Он заканчивает школу, потому что подруга делала за него всю домашнюю работу по всем предметам и читала ему вслух. Заканчивает университет, потому что уже следующая подруга делала всё тоже самое там. Соответственно, по меньшей мере 15 лет подряд две девушки, как безропотные рабыни, вкалывали за себя и за Сашку (так зовут героя), чтобы о его секретике никто не узнал. Хорош паразит? При этом режиссер со всей старательностью выводит отрицательных персонажей: в категорию злодеев перебрасывается девушка, учившаяся за Сашку в университете, и его школьная учительница, подозревающая, что домашние задания он делал не сам. Безусловно, произведение выглядело бы достойнее, если бы бессовестный инвалид в финале понимал, как непросто с ним окружающим, но заканчивается кино на том, что он решает и дальше эксплуатировать одну из жертв и, как следствие, не делает никаких выводов.
Ещё один забавный момент состоит в том, что как бы авторы не пытались выделить положительные качества главного героя, знания, переданные им ученикам, всё равно смотрятся баловством. В кульминационной сцене – на литературном конкурсе – дети и учителя играют в «Крокодила», другими словами объясняют членам команды, что за автор или персонаж указан на карточке. Команда из Москвы действует так (формулировки могут быть неточными):
— Кто написал в 1872 году роман об убийстве студента Иванова?
— Достоевский.
Команда главного героя:
— У Коляна такая кличка была!
— Пушкин!
— Мальчик в шляпе, про него снят мультик!
— Незнайка!
Нельзя сказать, что фильм был воспринят радушно или наоборот прохладно. Зрители аплодировали, подходили фотографироваться с актёрами, правда многие не скрывали, что им особенно понравились виды своего города и участие друзей, знакомых, родственников в массовке. Правда также многие вышли из зала в первой трети фильма, жюри и другие кинематографисты – участники конкурсов – тоже потихоньку скрылись в темноте. Один из ветеранов искусства приговаривал: «Ой, не могу».
После первого дня, наполненного торжественными речами и двумя показами, хотелось побыть немного на свежем воздухе, пройтись по замечательному Финскому парку под кваканье ночных лягушек, обогнуть Кремль и правильно сложить в голове пазл, в каком порядке отсмотреть программу второго дня, чтобы не пропустить самое важное. Задача оказалась невыполнимой. Например, киргизский фильм из основного конкурса «Продаётся дом» показывался только в кинотеатре Silver Cinema на окраине города непосредственно во время церемонии открытия, а казахский фильм «Братья» – ночью под открытым небом (во время того сеанса ещё и полил дождь). Следующее немаловажное открытие удалось сделать уже в гостинице, запустив ноутбук. Оказалось, что программа фестиваля, опубликованная на сайте, отличалась от программы распечатанной на флаерах:
- В программе на сайте указано, что в 7 июля в 12:45 в кинотеатре «Смена» будет идти сдвоенный сеанс: «Женщины и дороги» плюс «Симоновы и Трошкины: двойной портрет в интерьере эпохи». В программе на флаере – только один фильм: «Женщины и дороги»;
- В программе на сайте указано, что в 9 июля в 17:00 в кинотеатре «Смена» будет идти фильм «По-мужски» из программы «Киноклуб». В программе на флаере – «Край надломленной луны» из основной конкурсной программы;
- В программе на сайте указано, что в 8 июля в 23:15 в пространстве Loft начнётся показ фильма «Братья» в рамках основной конкурсной программы, а на флаере – в рамках программы «Панорама» (вероятно, это просто опечатка).
Суббота началась с сеанса второго блока короткометражных фильмов. Первый блок посмотреть не удалось, потому что он шёл днём ранее в одно время с «Папами против мам», но коллеги рассказали, что самыми примечательными картинами были «Caution, people», «Потеря равновесия», «Любовь», «Остановка». Второй блок начался со скучноватой короткометражки о женщине под сорок, одевающейся, как подросток, – «Плюс ноль». Далее шла «Саня» – пресная, избитая история о неверных родителях и страдающих детях (свеженькая тема, не правда ли?), вслед за ней мрачноватая драма о девочке, бегущей от медведя, – «Зверь», затем простоватая вариация на тему мести – «Женечка» (мальчик Женя калечит отчима, который бьёт их с мамой) и единственный фильм, нашедший живой отклик у зрителей, – «Литовский язык», о подростке с ДЦП, пытающемся навести контакт с девочкой. Кино о кино – Blackout, по сюжету, студентка-режиссёр готова в темноте слушать лекции соратника Тарковского, «Газета» – за весь фестиваль только в этом фильме вскользь поминалась плачевная политическая ситуация в стране, «Кукла» – снова рассказ о ссорящихся родителях, «Петля» – остроумная зарисовка о журналистской изворотливости, «Каменная рыба» – безмолвное тягучее кино о продавщице в супермаркете.
Часы показывали 13:40. Как раз оставалось полтора часа, чтобы добраться от площадки Loft, где шли короткометражки, до кинотеатра Silver Cinema, где в 15:15 начинался фильм из основной конкурсной программы «Не нравишься ты мне». Но какое-то внутренне чутьё выло, что нужно успеть в 13:50 туда же, в Silver, на сербский политический триллер «След зверя». Такси. Рижское шоссе. Эскалаторы торгового центра. И это, безусловно, была победа – «След зверя» не просто лучший фильм фестиваля, но и, возможно, лучший фильм из ввозимых в Россию в этом году (он уже показывался на Московском кинофестивале три месяца назад). Режиссёр Ненад Павлович признавался, что делал его больше 10 лет, скорее всего, длительной оказалась историческая проработка темы.
Югославия. 1979 год. Журналист со звучным именем Югослав отправляется из Белграда в провинцию писать репортаж о самоубийстве школьного учителя, который обвинялся в домогательствах к несовершеннолетним. Однако журналист не заинтересован в этом деле, потому что в той же провинции за браконьерство был арестован организатор студенческих демонстраций 1968 года – он же сын федерального чиновника. Ещё один парадокс, арестованный, скрываясь от погони, забежал в пещеру, где лежал труп уже регионального чиновника. Получилось всё это представить? Нет? Это нормально. Одно из главных достоинств «Следа зверя» – нагромождение событий и персонажей в историю таким образом, что создаётся двойной эффект: во-первых, всё просто и интуитивно понятно, во-вторых, дыхание захватывает от интенсивности действия.
«След зверя» напомнил последний фильм Сидни Люмета «Игры дьявола». Как политический триллер о несуществующей ныне Югославии может быть похож на криминальную драму о стрельбе в современном Нью-Йорке? Легко. «Игры» характерны тем, что разборка разворачивается между членами одной семьи, «След» существует по этим же правилам, только за внутрисемейными дрязгами наблюдает журналист, уверенный, что его прикроют кураторы из спецслужб.
После сеанса ощущалось не только воодушевление от прикосновения к большому искусству, но и некоторое чувство стыда за слабое знание новейшей истории. Понятно, что персонажи фильма вымышлены, но было бы вдвойне интересно соотнести их с прототипами, учитывая, что и протесты в Югославии, и её развал были значительно более драматическими, чем те же процессы в СССР. Следующая часть дня пролетела в изучении материалов о балканских конфликтах (это ведь прекрасно, когда кино мотивирует взяться за книги!), а в 21:00 в кинотеатре «Смена» стартовал ещё один фильм основной программы «Пустая церковь» от белорусского режиссёра Макса Максимова. Забавно, что после «Церкви» Максимов уже успел снять погоревший в прокате триллер «Странный дом». Это необычная ситуация, когда режиссёр выставляет на фестиваль не самый новый, а предпоследний фильм.
Сюжет такой: молодой проповедник (наконец-то главная роль активно снимающегося актёра Максима Брагинец) вместе с женой переезжает из Минска в деревню Липки. Там есть церковь, и ему для дальнейшей карьеры необходимо отработать несколько лет настоятелем. Проповедник изначально понимает свои обязанности шире, чем чтение истин с листочка. Заметив, что основным центром притяжения деревенских приходится кафе (оно же продуктовый магазин), он начинает оплачивать людям обеды в обмен на возможность пообщаться. Немного позже он и вовсе по наводке местных активистов проникается духом праведной борьбы и вступает в противостояние с местным бизнесменом, скупающим земли под казино и химический комбинат.
«Пустая церковь» – кино светлое, позитивное, идеализирующее гражданское общество, так называемого, «союзного государства». Соберемся все вместе и прогоним бандитов! Только фильм не даёт чёткого ответа, что эффективнее: проповеди или гласность? Проповедник достигает определённых результатов, душевно общаясь с прихожанами, но его жена побеждает мафию, сняв их бесчинства на телефон и выложив в сеть.
Картина, в которой у зла не осталось шансов, растрогала пожилых зрителей. Далее ждала казахская драма «Братья» на сеансе под открытым небом, но полил дождь и понять, насколько фильм силён или слаб не удалось. Ждал третий, финальный, день фестиваля. Начать его хотелось с творческой встречи с режиссёром театра и кино, автором фильмов «Свои», «Батальон», «Хорошие девочки попадают в рай», художественным руководителем Театра драмы имени Пушкина в Пскове – Дмитрием Месхиевым.
Пересказав свой творческий путь, ответив на вопрос о своей национальности и опровергнув родство с каким-то футболистом (довольно мило, что в стране, которая проводит «денацификацию», первым делом спрашивают за национальность), Месхиев даже расстроился, что зал интересуют настолько элементарные вещи. Момент для «колючего» вопроса был идеальным, и он прозвучал от нас: «Как влияет на творчество российский цензурный аппарат, который легко может поставить карьеру на паузу? Как пример, случай с главным режиссёром Александринского театра Николаем Рощиным». В ответ Месхиев развернул дискуссию с залом.
Дмитрий Месхиев: Сейчас время такое очень сложное и тяжелое, когда, к сожалению великому, часть населения смотрит в другую сторону нежели большая часть населения страны, поэтому, конечно, время трудное. Хотя я, например, считаю, что определенная цензура должна быть – особенно в государственных учреждениях. Ну, если ты руководишь государственным учреждением или в нём работаешь, нельзя хаять государство свое, я вот это артистам говорю, если вам не нравится государство, если вам не нравится, собственного говоря, что происходит, какие-то вопросы и прочее, и вы там готовы в социальных сетях поливать и особенно оскорблять власть, президента и так далее, тогда ребята пишите заявление об уходе, увольняйтесь со своих хороших зарплат, но, чтобы было по-честному, и после этого хайте сколько хотите. Но если вы работаете в государственном учреждении, что происходит у нас, как правило, с несогласными, да с тем же Колей (Николаем Рощиным), которого я уважаю и люблю. Ты сидишь главным режиссером в государственном академическом театре, который является главным достоянием страны с зарплатой… Я не буду ее вам называть, чтобы не пугать вас!
Зритель №1: Назовите!
Дмитрий Месхиев: Зачем, не надо. Понимаете, человек получал большую, очень большую зарплату. Очень большую зарплату. Я скажу так, значительно больше двухсот тысяч в месяц. Это большая зарплата?
Зритель №2 (неуверенно): Ну… да.
Дмитрий Месхиев: Так, а чего ж ты тогда хаешь?! Работай себе и работай, не надо хаять. Потому что тебе государство платит огромную зарплату, у тебя огромные гонорары. Моя точка зрения, что надо либо по-честному, либо, собственно говоря, наоборот – работаем на страну.
Зрители аплодируют.
Дмитрий Месхиев: По-другому я себе как-то не очень это вижу, поэтому, например, у себя в театре категорически запрещаю. Вот у меня внутренняя цензура есть. Я не даю им. У меня есть много тоже таких ребят, которые хотят зарплату больше, при этом им все не нравится. Я запрещаю это делать, только увольнение. Потому что, я считаю, что это просто нечестно. Особенно я полностью согласен с покойным Сережей Бодровым-младшим, который когда-то говорил, что если в собственной стране идёт война, то нельзя хаять свою страну. Нельзя! Даже если ты недоволен, даже если ты не согласен с тем, что происходит, нельзя быть противником, когда идёт война. Даже если ты, собственно, говоришь, что это неправильно. Или в душе думаешь, что это неправильно, все равно надо знать и понимать, что твоя обязанность, как гражданина этой страны, – помогать. Но это, опять же, моя точка зрения.
Зритель №3 (уверенно): Правильная!
Зритель №4: У нас нет войны!
Дмитрий Месхиев: У нас есть война в стране.
Зритель №4: У нас спецоперация.
Дмитрий Месхиев: Ну, хорошо, давайте так это называть. Спецоперацией это называется или не спецоперацией, в любом случае, от слов ситуация не меняется. У нас идут боевые действия, слава богу, почти не нашей территории… бывшей, а теперь уже на нашей территории. Поэтому я считаю, собственно, что мы должны, как бы это пафосно не звучало, мы должны делать все для победы.
Зрители аплодируют.
После встречи весь зал во главе с Месхиевым отправился смотреть его фильм 1998 года – «Американка». Режиссёр ещё раз выступил перед зрителями, рассказав, как он вместе со своим другом и партнёром по бизнесу Иваном Охлобыстиным писал сценарий (заслышав фамилию Охлобыстин зрители подняли аплодисменты). Начался показ. Выяснилось, что Госфильмофонд не позаботился о качестве копии фильма. Плёнку оцифровали и отправили на фестиваль, закрыв глаза на то, что картинка получилась размытой, требующей дальнейшей коррекции. Конечно, смотреть «поплывшее» кино желания не возникло, впереди ждала церемония закрытия.
Между мероприятиями удалось погулять по городу, заглянуть в музей в Высокой (Воскресной) башне и снять десяток городских пейзажей. Зачем? А вдруг собственный репортаж о фестивале покажется заунывным, будет возможность поделиться хотя бы фотоработами.
Стартовала церемония закрытия. На сцену поднялся Эдуард Пичугин, поблагодарил жюри, зрителей, город и подчеркнул:
«Мы довольны результатами фестиваля. На мой взгляд, у нас все получилось, как мы задумывали, даже, признаюсь, немного больше. Подводя итоги четырех кинофорумов в Пскове, скажу: один фестиваль сделать можно, повторить успех во второй и третий раз сложнее… Но, когда из года в год все проходит стабильно, можно говорить о том, что фестиваль становится событием. Мы чувствуем, что уже выросли из фестиваля-дебютанта и можем расти дальше».
Началось награждение победителей (призы в особых номинациях не перечисляем). Лучшей короткометражкой признана «Саня». Та самая затёртая до белых ниток история о родительской ссоре. Специальный приз достался короткометражке – «Женечка». Второй такой блёклый сюжет о родительских ссорах. Просто памятные дипломы отданы авторам фильмов «Зверь» и «Плюс ноль».
Награды для полнометражных фильмов: лучшая режиссура – «След зверя», приз жюри – «Братья», диплом жюри – «Фортуна», главный приз фестиваля – «Пустая церковь». В момент объявления победителя, казалось, охнула половина зала. Победы «Церкви» не ожидал никто, особенно члены жюри. На выходе из зала кто-то из зрителей спрашивал председателя жюри Андрея Кравчука:
Зритель:
И это главный приз?!
Андрей Кравчук:
Ну да, как-то так.
Почему же случился такой казус, что не самый сильный белорусский фильм, проигрывавший, примерно, во всём тому же «Следу зверя», взял главный приз? Просто система оценок фестиваля устроена так, что лучший фильм выбирают сами зрители. Перед каждым сеансом им выдаются бумажки с тремя вариантами ответов: «Отлично», «Хорошо», «Плохо». Затем комиссия подсчитывает оценки «Отлично» и вычитает из них оценки «Плохо», у какого фильма получится большая цифра, тот и победил. Если у двух конкурсантов оценки получились одинаковые, считается у кого больше оценок «Хорошо». Принципиальный момент – зрители практически не ставят оценки «Плохо», потому что им и так бесплатно показывают кино, какой смысл ругаться? Да и к тому же голосование открытое, девочка с бумажками рассматривает, что там кто поставил, поэтому битва разворачивается только за количество оценок «Отлично». А теперь главное. Какие ключевые факторы влияют на количество зрительских оценок? Правильно, время и место сеанса. Чем всё это удобнее, тем больше зрителей придёт на фильм и поставит свои замечательные оценки.
В этой таблице перечислены фильмы основной конкурсной программы, а также время и условия проведения сеансов. Красным цветом выделены фильмы, которые невозможно было посмотреть, потому что они шли во время других важнейших мероприятий. Серым – фильмы, которые шли в неудобное дневное время (или под дождём). Оранжевым — фильмы, которые шли в удобное время, но на окраине города. Зелёным – фильмы, которые шли в удобное вечернее время в кинотеатре в центре города.
«Продается дом» |
Единственный показ: — В пятницу в 19:00 во время церемонии открытия; — На окраине города. |
«Фортуна» |
Единственный показ: — В пятницу в 17:00 во время церемонии открытия; — В центре города. |
«Братья» |
Первый показ: — В пятницу в 21:10 сразу после церемонии открытия; — На окраине города. Второй показ: — В субботу в 23:15 под открытым небом во время дождя; — В центре города. |
«След зверя» |
Первый показ: — В субботу в 13:50; — На окраине города. Второй показ: — В воскресенье в 23:00 под открытым небом во время дождя уже после подведения итогов фестиваля; — В центре города. |
«Не нравишься ты мне» |
Единственный показ: — В субботу в 15:15; — На окраине города. |
«Пустая церковь» |
Единственный показ: — В субботу в 21:00; — В центре города. |
«Край надломленной луны» |
Первый показ: — В субботу в 20:45; — На окраине города. Второй показ (был или нет — неизвестно, программы на сайте и на флаере противоречат друг другу): — В воскресенье в 17:00 во время церемонии закрытия уже после подведения итогов фестиваля; — В центре города. |
Вот и всё решение. Только один фильм из основной конкурсной программы – «Пустая церковь» – был показан так, что на него пришли зрители. Он и победил. До ночного поезда оставалось несколько часов. В кафе приглушенно играл Can’t Stop. Пожилая пара обсуждала фестиваль:
— Я запуталась, какой фильм победил?
— Видишь, там система какая сложная, есть как будто бы несколько главных призов. Точно победил тот – про священника, а ещё жюри какой-то выбрали.
Под быструю музыку и этот медленный чужой разговор в голове теснились самые противоречивые эмоции. Да, фестиваль нужен Пскову и важен для Пскова. Как много небольших российских городов могут похвастаться масштабным летним событием, притягивающим деятелей искусства и прессу? Юрьевец со своим «Зеркалом»? Да. Выборг с бывшим «Окно в Европу»? Да. Иваново с «Пилотом»? Уже нет, всё-таки на куски российских сериалов – не тот контент, который горожане будут ждать целый год. Так и получается, что фестиваль «Западные ворота», работающий с полноценным и не только российским, но и насколько возможно иностранным кино, – большой значимый вклад в регион. Вот только ценны ли его награды, если конкурс проводится по таким правилам? Хочется верить, что пятый фестиваль, через год, обязательно состоится, и на нём даже можно будет попасть на все сеансы основной конкурсной программы.