Многие привыкли считать мультфильмы развлечением для детей, которые не смогут дать взрослому человеку никакой пищи для размышлений. Однако все чаще на свет появляются мультики с серьезным подтекстом и культурными элементами, понятными только взрослой аудитории.
Такие картины – все более популярное и даже полезное явление. Они сближают семью, потому что создают возможность для совместного просмотра. Они подключают детей к осмыслению проблем разных уровней, а не только к детским, не теряя игровой формы. Так ребенок растет адаптированным, лучше ориентируясь в окружающем мире, а взрослые учатся понимать своих детей.
«Ежик в тумане» (Юрий Норштейн, 1975 год)
«Ежик в тумане», наверное, одна из самых неоднозначных мультипликаций в мире. На первый взгляд, у него простая, хорошо читаемая для детей идея: о дружбе, верности, доброте и о том, что нужно идти к цели, где тебя всегда дожидается кто-то близкий и понимающий. Но форма подачи мультфильма – почти психоделическая, со множеством символов — заставляет зрителя постарше задуматься, какие еще идеи в него вложили создатели. Как считают многие критики, «Ежик в тумане» олицетворяет собой путешествие во внутренний мир человека, поиски ответов на неразрешимые вопросы. Например, о смерти – которую олицетворяет белая лошадь (символ проводника в загробную жизнь). Символов в мультфильме вообще очень много, и среди них можно встретить интересные отсылки. Сова, которая издевается над Ежиком – точная копия совы, которую часто изображал на своих полотнах Босх. Сама фигура ежика напоминает собой работы абстрактных экспрессионизмов. После такого количества символов мультфильм сложно будет назвать детским – впрочем, его уже давно смотрят не только дети.
«Шрек» (Эндрю Адамсон, Вики Дженсон, 2001)
Мультфильм «Шрек» вначале кажется вполне детским. На первый взгляд его сюжет напоминает слегка искаженную для юмора историю о спасении принцессы из башни. Но на самом деле Шрек не просто угрюмый смешной огр с добрым сердцем. Главный герой олицетворяет собой непонятого персонажа, изгоя. Шрек смирился и любит жить отшельником, но даже на родном болоте ему не дают покоя и чего-то от него требуют. Грустный и взрослый подтекст слышен и в диалоге про слои лука, и в поведении лорда Фаркуада, который использует власть для того, чтобы заставить огра делать то, на что неспособен сам. Так в первом Шреке раскрывается тема субкультуры и притеснения «непохожих» обществом и властью. В следующих частях Шрека ощутима феминистская нота (побег принцесс), а также затрагиваются проблемы молодых родителей (дети Шрека и Фионы), что точно будет актуально в первую очередь для взрослых. Кроме того, многие любят мультфильм за музыкальное сопровождение: в нем звучат не детские песенки или абстрактные мелодии, а отличные треки рок-, инди-, хип-хоп-музыкантов. Во многом именно такая подборка сделала мультфильм таким успешным и любимым у нескольких поколений зрителей.
«Зверополис» (Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш, 2016)
Не так давно вышедший мультфильм «Зверополис» стал самым кассовым в России за всю историю прокатов. В кино на него ходили и дети, и взрослые, причем последние – далеко не всегда в компании с детьми. В «Зверополисе» отлично проработана вселенная. Ребенку почти наверняка понравится мир, населенный говорящими животными, которые построили собственную, действующую по своим забавным правилам цивилизацию. Также хорошо детьми читаются образы героев: зайчик – трусливый, лис – хитрый, овечка – добрая. Но самое интересное начинается, когда раскрываются характеры персонажей. Они оказываются сложнее своих картонных образов: кто-то меняется в лучшую сторону, с кого-то срывают маску невинности.
Так «Зверополис» учит тому, что любой может стать тем, кем хочет, что общество не имеет права вешать ярлыки ни на кого. В современном мире такой посыл очень актуален: многие активно борются с нетерпимостью и стереотипами. Кроме того, в мультфильме встречаются отсылки-шутки в первую очередь для взрослых, например, про невозможно медленных работников справочных служб (эпизод с ленивцем).